ПАНАМЕРИКАНСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ


ПАНАМЕРИКАНСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
(или Международные конференции американских государств) - периодические конференции американских республик, созывающиеся с 1889.

От П. к. следует отличать: 1) чрезвычайные межамериканские конференции, посвященные рассмотрению определённой проблемы, 2) конференции министров иностранных дел американских республик, созыв которых начал практиковаться в годы второй мировой войны, и 3) различного рода специальные межамериканские конференции и конгрессы по экономическим, техническим, научным, культурным и другим вопросам.

Впервые инициатива созыва конференций американских государств была проявлена латиноамериканскими республиками, возникшими в ходе войны за независимость Испанской Америки и стремившимися к объединению в единую конфедерацию с целью взаимной поддержки против иностранной агрессии. В этих первых конференциях участвовали лишь некоторые латиноамериканские государства. Такой характер имел, например, созванный в 1826 по инициативе одного из виднейших деятелей войны за независимость - Боливара - Панамский конгресс (см.), а также конгрессы 1847-48 в Лиме, 1856 - в Сантьяго, 1864-65 - снова в Лиме.

Однако в 80-х годах 19 в. США, стремясь к установлению своего господства над латиноамериканскими республиками и используя с этой целью идею панамериканизма, взяли на себя инициативу созыва конференции всех американских республик.

2. X 1889 в Вашингтоне собралась первая П. к., в которой приняли участие США и все латиноамериканские страны, за исключением Доминиканской республики. Инициатором и руководителем конференции был государственный секретарь США Блейн. Выражая стремление к объединению американских стран под гегемонией США, он выдвинул проект создания Межамериканского таможенного союза, не встретивший, однако, поддержки со стороны латиноамериканских стран. Предложенный США договор об арбитраже был подписан лишь половиной государств (9 из 18) и не был ратифицирован ни одним из них. Всё же по инициативе США первая П. к. приняла решение об учреждении Международного союза американских республик с целью взаимного обмена экономической информацией и о создании при нём постоянного Коммерческого бюро американских республик, фактически подчинённого государственному секретарю США (см. Панамериканский союз). Конференция закрылась 19. IV 1890.

Вторая П. к. происходила с 22. X 1901 по 31. I 1902 в Мехико. При открытии её представлены была все американские республики, во второй же части работ конференции не участвовали Бразилия, умерший делегат которой не был заменён другим, и Венесуэла, делегация которой покинула конференцию. На второй П. к. был подписан протокол о присоединении американских республик к принципам Гаагских конвенций 1899 об арбитраже, а также договор об обязательном арбитраже. Последний, однако, не подписали США и 7 других государств. Конференция переименовала Коммерческое бюро американских республик в Международное бюро американских республик, для руководства которым был создан Руководящий совет из дипломатических представителей латиноамериканских республик в Вашингтоне во главе с государственным секретарём США.

На третьей П. к., происходившей в Рио-де-Жанейро (23. VII-27. VIII 1906), впервые были представлены новые латиноамериканские республики - Куба и Панама, но отсутствовали представители Венесуэлы и Гаити. В связи с Венесуэльским конфликтом 1902-03 (см.) конференция, исходя из доктрины Драго (см.), единогласно решила возбудить перед II Гаагской конференцией вопрос о недопустимости применения силы для взимания государственных долгов.

Четвёртая П. к. состоялась в Буэнос-Айресе (12. VII - 30. VIII 1910). В конференции не участвовала Боливия ввиду наличия пограничного конфликта с Аргентиной. По решению этой конференции Международное бюро американских республик было переименовано в Панамериканский союз.

После большого перерыва, вызванного первой мировой войной, 25. III - 3. V 1923 в Сантьяго (Чили) состоялась пятая П. к., в которой не принимали участия Мексика, Боливия и Перу. По предложению министра иностранных дел Парагвая Мануэля Гондра был подписан "Договор о предотвращении конфликтов между американскими государствами" (т. н. "договор Гондра"), предусматривавший, что возникающие между американскими республиками конфликты, которые нельзя урегулировать дипломатическим или арбитражным путём, должны передаваться на разрешение специальной международной комиссии в составе пяти граждан американских стран. Вся подготовительная процедура, связанная с деятельностью этой комиссии, возлагалась на две постоянные комиссии с местопребыванием в Вашингтоне и Монтевидео, каждая из которых должна была состоять из трёх дипломатических представителей американских республик, дольше всего аккредитованных в данной столице. Создавая региональную американскую систему арбитража, "договор Гондра" вполне отвечал стремлению США к созданию противовеса Лиге наций. США и 15 латиноамериканских республик подписали его на конференции; Мексика, Перу, Боливия, Сальвадор, Коста-Рика присоединились позже. Однако Аргентина, ориентировавшаяся в своей внешней политике на Англию и стремившаяся использовать авторитет Лиги наций для противодействия политике США, впоследствии не ратифицировала этот договор.

Шестая П. к. происходила в Гаване (Куба) С 16. I по 20. II 1928. На ней наряду с США были представлены все 20 латиноамериканских республик. На открытии конференции присутствовал президент США Кулидж. Открытое вмешательство США во внутренние дела латиноамериканских стран (Никарагуа, Гаити, Мексика) вызвало решительное недовольство последних. Делегат Сальвадора Герреро предложил конференции принять резолюцию о том, что "ни одно государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела другого государства". Против этого предложения резко выступил американский делегат Юз, который в своей декларации пытался оправдать проводимую США политику интервенций. Принятая конференцией конвенция об "Обязанностях и правах государств в случае гражданской войны" предусматривала при возникновении гражданской войны в одной из американских республик сохранение полного нейтралитета всеми остальными государствами, разрешая, однако, оказывать поддержку правительству этой республики, если "мятежники" не признаны в качестве воюющей стороны. Конференция приняла также Панамериканскую конвенцию о морском нейтралитете. На шестой П. к. была подписана конвенция, определявшая статут Панамериканского союза как постоянного органа П. к. Ст. 2 конвенции предусматривала периодичность П. к., причём дату созыва должен был устанавливать Руководящий совет Панамериканского союза, при условии, чтобы перерыв между конференциями не превышал 5 лет. В результате упорного противодействия латиноамериканских стран стремлению США полностью превратить Панамериканский союз в орудие своей политики была принята резолюция, гласившая, что Панамериканский союз и его Руководящий совет не должны выполнять функций политического характера.

Седьмая П. к., в которой, за исключением Коста-Рики, участвовали все американские республики, происходила в Монтевидео (Уругвай) 3-26. XII 1933 в условиях нового этапа внешней политики США в Западном полушарии. Политика США в странах Латинской Америки наталкивалась на растущее сопротивление целой группы этих стран во главе с Аргентиной, отказавшейся ратифицировать "договор Гондра", подписать Межамериканский арбитражный договор 1929 и пакт Келлога-Бриана и выдвинувшей в противовес им проект "Сааведра Ламаса пакта" (см.), направленного против вмешательства США в дела латиноамериканских государств. В такой обстановке президентом Ф. Рузвельтом была провозглашена т. н. "доброго соседа политика" (см.) по отношению к республикам Латинской Америки.

Глава американской делегации Хэлл (см.) заявил на конференции о том, что США якобы отказались от политики интервенции и вмешательства во внутренние дела латиноамериканских стран. Стремясь предотвратить создание направленного против них блока латиноамериканских государств во главе с Аргентиной, США подписали "Сааведра Ламаса пакт", а Аргентина в свою очередь согласилась ратифицировать "договор Гондра" и присоединиться к пакту Келлога - Бриана и Межамериканскому арбитражному договору. Одновременно по предложению Кубы и Гаити на конференции была подписана "Конвенция о правах и обязанностях государств", ст. 8 которой гласила, что "ни одно государство не имеет права вмешиваться во внутренние или внешние дела другого".

Конференция приняла резолюцию, предоставлявшую Руководящему совету Панамериканского союза право созыва П. к. по решению 2/3 его членов.

Восьмая П. к. происходила с 9 по 27. XII 1938 в Лиме (Перу) при участии всех американских республик в обстановке активизации происков держав оси в Латинской Америке, что имело отголоски в виде фашистских мятежей в Бразилии, Мексике и Чили.

В этих условиях США стремились создать региональную систему стран Западного полушария под своей гегемонией.

Предложение делегации США заключить соглашение о совместных действиях против агрессии, поддержанное делегациями центрально-американских республик, Мексики, Колумбии и Венесуэлы, натолкнулось на сопротивление Аргентины, которую поддержали Чили, Перу и некоторые другие южноамериканские страны. Предложение США об организации ежегодных конференций министров иностранных дел американских республик с целью консультации было также отвергнуто. Конференция приняла т. н. Лимскую декларацию (см.), подтверждавшую принцип солидарности стран американского континента против агрессии, и "Декларацию американских принципов".

В течение второй мировой войны П. к. не созывались. Однако их функции фактически выполняли конференции министров иностранных дел американских республик (см. Панамская конференция 1939, Гаванская декларация 1940, Рио-де-Жанейро конференция 1942), а также Межамериканская конференция по вопросам войны и мира, происходившая в г. Мехико в 1945.

Последняя приняла наряду с Чапультепекской декларацией 1945 (см.) также решение о том, что П. к. должны собираться не реже чем раз в 4 года и выполнять функции межамериканского органа, ответственного за формулирование общей межамериканской политики и за определение структуры и функций всех межамериканских организаций.

Послевоенный период характеризуется дальнейшим втягиванием латиноамериканских стран в орбиту североамериканского империализма. Под давлением США на конференции в Рио-де-Жанейро (15. VIII-2. IX 1947) был подписан т. н. "договор об обороне Западного полушария" (см. Рио-де-Жанейро конференция 1947).

С 30. III по 2. V 1948 в Боготе (Колумбия) происходила девятая П. к. В ней приняли участие США и все латиноамериканские страны, за исключением Никарагуа.

Стремясь использовать конференцию для окончательного подчинения латиноамериканских стран своим экспансионистским планам, правительство США направило в Боготу многочисленную делегацию (90 чел.), в составе которой находились государственный секретарь Маршалл (глава делегации), министр финансов Снайдер, министр торговли Гарриман, помощник государственного секретаря Армор и др.

Обширная повестка дня конференции включала ряд вопросов, в разрешении которых были заинтересованы латиноамериканские республики. Главным из них был вопрос о "межамериканском экономическом сотрудничестве" и помощи странам Латинской Америки в их индустриализации. Хотя делегация США под разными предлогами уклонялась от дискуссии по этому вопросу, по настоянию делегаций Аргентины, Кубы и Мексики он был всё же подвергнут обсуждению. США при этом пытались под прикрытием "принципа равных возможностей" навязать латиноамериканским странам решения, выгодные только североамериканским монополиям, контролирующим экономику Латинской Америки. Делегация США добивалась подписания решений, гарантирующих выгодные условия в латиноамериканских странах для частных иностранных капиталовложений и частного предпринимательства. В ходе обсуждения этого вопроса президент США Трумэн обратился 8. IV к конгрессу с посланием, в котором просил разрешить Экспортно-импортному банку предоставить латиноамериканским странам заём на сумму в 500 млн. долл. Хотя в дальнейшем сенат США и не утвердил ассигнований, о которых просил президент, однако послание Трумэна явилось дипломатическим маневром, который позволил делегации США провести ряд предложений, обеспечивающих бесконтрольное хозяйничанье американского капитала в латиноамериканских странах. Подписанное на конференции соглашение о межамериканском экономическом сотрудничестве обязывало правительства американских государств не ограничивать деятельность иностранного капитала в своих странах.

Делегация США при активной поддержке делегаций Бразилии, Чили и Доминиканской республики добилась также принятия антикоммунистической "декларации о защите демократии".

Чтобы добиться принятия антикоммунистической декларация, Маршалл и другие члены делегации США клеветнически возлагали на коммунистов вину за восстание, вспыхнувшее в Боготе в период работы конференции и направленное против реакционного правительства Колумбии.

На конференции был также подписан т. н. "Боготский пакт"-договор о мирном разрешении споров между американскими государствами путём арбитража. Девятая П. к. приняла также устав "Организации американских государств", закрепивший это наименование за панамериканской системой. Согласно этому уставу высшим органом "Организации американских государств" являются П. к., которые созываются через каждые 5 лет. Стремясь усилить роль постоянных панамериканских органов, находящихся под влиянием государственного департамента, США добились превращения Панамериканского союза из постоянного секретариата П. к. в рабочий аппарат "Организации американских государств", а его Руководящего совета-в Совет этой организации, наделённый значительно более широкими правами.

Все эти изменения имели своей целью дальнейшее оформление и закрепление господства США над латиноамериканскими странами.

Девятая П. к. явилась дальнейшим шагом в деле создания регионального блока американских государств, основанного на полном подчинении политики и экономики стран Латинской Америки интересам и агрессивным целям североамериканского империализма.

Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1948.

Смотреть что такое "ПАНАМЕРИКАНСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ" в других словарях:

  • ПАНАМЕРИКАНСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ — см. Межамериканские конференции …   Большой Энциклопедический словарь

  • панамериканские конференции — см. Межамериканские конференции. * * * ПАНАМЕРИКАНСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПАНАМЕРИКАНСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ, см. Межамериканские конференции (см. МЕЖАМЕРИКАНСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ) …   Энциклопедический словарь

  • Панамериканские конференции —         см. в ст. Межамериканские конференции …   Большая советская энциклопедия

  • ПАНАМЕРИКАНСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ — см. в ст. Межамериканские конференции …   Советская историческая энциклопедия

  • ЧАПУЛЬТЕПЕКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1945 — принята 6. III на конференции министров иностранных дел американских республик, происходившей с 21. II по 8. III в замке Чапультепек, в окрестностях г. Мехико. Вторая мировая война привела к значительному усилению экономических, политических и… …   Дипломатический словарь

  • ПАНАМЕРИКАНСКИЙ СОЮЗ — межамериканская организация, выполняющая функции рабочего органа Организации американских государств (см. Панамериканские конференции). В более широком смысле под П. с. часто подразумевают совокупность американских республик и всю систему… …   Дипломатический словарь

  • ЛИМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1938 — ( Декларация принципов американской солидарности ) принята единогласно 24. XII на VIII Панамериканской конференции (см. Панамериканские конференции), происходившей в г. Лиме (Перу). Рост фашистской агрессии в Европе и Азии имел отголоски и в… …   Дипломатический словарь

  • МАРШАЛЛ, Джордж Кэтлетт — (р. 1880), генерал государственный секретарь США с января 1947 по январь 1949. М. родился в семье торговца. Получил военное образование, после чего служил в качестве офицера американской армии на Филиппинах. Во время первой мировой войны М. был… …   Дипломатический словарь

  • ЛИГА АМЕРИКАНСКИХ СТРАН — проект сформулирован президентом Уругвая Балтазаром Брумом в лекции Американская солидарность , прочитанной 21. IV 1920 в Монтевидейском университете, и в статьях, опубликованных в аргентинской и уругвайской печати в январе феврале 1923. Согласно …   Дипломатический словарь

  • МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ — –способы урегулирования споров между государствами без применения военной силы или какого либо иного принуждения. Законными средствами разрешения международных споров в современном международном праве признаются М. с. р. м. с; обращение же к… …   Советский юридический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.