ДАЛАЙ-ЛАМА


ДАЛАЙ-ЛАМА
- титул главы ламаитской церкви, теократического правителя Тибета. Впервые титул Д.-л. появился в 16 в., но фактическое соединение духовной и светской власти произошло в 17 в. Наиболее видными Д.-л. были:

1) Далай-лама V, Агван-Ловсан-Джямцо (1617-1682) - проводил политику лавирования между Монголией и Китаем, стремившимися подчинить Тибет своему влиянию. Ведя борьбу с светскими князьями, Д.-л. V обратился за помощью к монголам. В 1643 монгольский Гуши-хан под предлогом защиты угнетённой "жёлтой" религии завоевал Тибет и формально вручил власть над страной Д.-л. V. Однако, противодействуя монголам, манчжурский император Шунчжи решил подчинить Тибет Китаю. В 1652 в Бэйпине Шунчжи торжественно подтвердил титул Д.-л. и санкционировал светскую власть Д.-л. в Тибете, в знак чего выдал ему императорскую грамоту и золотую печать.

Д.-л. V, учитывая выгодность союза с поднимавшейся манчжурской династией, охотно принял покровительство Китая.

После смерти Д.-л. V престол стал игрушкой в руках различных клик тибетских князей и ламства, представлявших то монгольские, то китайские интересы. Высшая духовная и светская власть Д.-л. в Тибете была окончательно признана в 1751, одновременно с официальным установлением китайского сюзеренитета над Тибетом.

2) Далай-лама XIII, Тубдан-Джямцо (1876- 1933) - наиболее известный из Д.-л. Его внешнеполитическая деятельность в конце 19 и первом десятилетии 20 в. была направлена главным образом на противодействие притязаниям Великобритании, которая наиболее активно стремилась подчинить Тибет своему влиянию.

В 1890 Англия окончательно захватила вассальное государство Тибета - Сикким (см. Англо-китайское соглашение 1890) и затем, в целях дальнейшего проникновения в Тибет, пыталась установить непосредственные дипломатические отношения с правительством Лхассы. Вице-король Индии лорд Керзон обратился с соответствующим письмом к Д.-л. XIII, но последний возвратил письмо без ответа.

В противовес натиску Англии Д.-л. XIII искал сближения с Россией. В 1900 он направил к царю одного из высших тибетских лам, забайкальского бурята Агван Доржиева, который был принят Николаем II в Ливадии. В 1901 Доржиев вновь прибыл в Россию во главе буддийской миссии. В том же году учёный-ориенталист забайкальский бурят Цыбиков в качестве паломника совершил путешествие в Тибет, около года жил в Лхассе и был принят Д.-л. XIII.

В связи с этими визитами в Европе стали распространяться слухи о существовании тайного русско-китайского договора относительно совместного протектората над Тибетом. Одна английская газета в Китае даже опубликовала текст этого "договора".

Не добившись дополнительных уступок от Тибета дипломатическим путём, Англия в 1904 предприняла военную экспедицию в Лхассу (см. Лхасский договор 1904). Обстановка благоприятствовала Великобритании, ибо Россия была занята войной с Японией.

Перед вступлением английских войск в Лхассу Д.-л. XIII бежал в Ургу (Внешняя Монголия). Под давлением Англии китайское правительство хотело лишить Д.-л. XIII его светской власти в Тибете. Послушный приказу, полученному из Бэйпина, глава ламаитской церкви в Монголии Богдо-ге-ген (см.) не встретил Д.-л. XIII и даже не пожелал предоставить ему резиденцию в каком-либо из ургинских монастырей.

Д.-л. XIII установил связь с Россией через русского консула в Урге. Здесь же от имени Русского географического общества Д.-л. XIII приветствовал прибывший из Петербурга русский исследователь Центральной Азии Козлов.

Стремясь добиться присоединения России к англо-французской Антанте, Англия пошла на некоторые уступки царю, что привело к подписанию англорусского соглашения 1907 (см.) о Тибете, Иране и Афганистане. Фактическим результатом этого соглашения было также и то, что Англия более не препятствовала восстановлению светской власти тибетского первосвященника. Китайское правительство, уступая давлению России и обеспокоенное перспективой утраты своего влияния в Тибете , поспешило изменить своё отношение к Д.-л. XIII. Из Урги он уехал в китайский монастырь Утай, откуда несколько раз ездил в Бэйпин и был принят императором. Между Россией и Китаем была достигнута договорённость, согласно которой в 1908 Д.-л. XIII вернулся в Лхассу.

Однако в 1910 китайское правительство, убедившись, что Тибет уходит из-под его влияния, послало против него военную экспедицию, которая учинила полный разгром страны. Д.-л. XIII снова бежал из Лхассы, на этот раз к англичанам, в г. Дарджилин в Сиккиме.

Во время китайской революции 1911-12 в Тибете развернулось широкое национальное движение, использовав которое Д.-л. XIII вновь вернулся в Лхассу. Китайские власти были свергнуты, и Д.-л. XIII объявил независимость Тибета. В ответ Китай захватил северо-восточную и восточную части Тибета, из которых были образованы китайские провинции Цинхай и Сикан.

С этого времени Д.-л. XIII сделался проводником английской политики. В 1920 "по приглашению правительства Лхассы" в Тибет прибыл первый английский посол Белл. В 1926 в Тибете было создано министерство иностранных дел. Тибетская армия была реорганизована, вооружена и обмундирована англичанами. Д.-л. XIII дал согласие Англии на постройку в Тибете аэродромов и по её требованию в конце 20-х-начале 30-х годов неоднократно начинал военные действия против Китая. Д.-л. XIII стал всё более опираться на армию и окружил себя военными деятелями проанглийской ориентации. Это вызвало недовольство ламства, которое образовало антианглийскую (первоначально - прокитайскую) партию во главе с Панчен-ламой. В 1924 Д.-л. XIII отлучил от церкви Панчен-ламу и изгнал его из Тибета. В дальнейшем Панчен-лама сделался агентом Японии, и внутренняя борьба в Тибете в значительной степени была отражением англо-японского соперничества в Центральной Азии.

Смерть Д.-л. XIII вызвала подозрения, что он был отравлен прояпонскими ламами.

После смерти Д.-л. XIII Тибетом управляло регентство. Затем, в 1940, Д.-л. XIV был провозглашён Даньцзин-Джямцо (р. 1935), выбор которого одобрило китайское правительство в Чунцине. Д.-л. XIV был коронован в 1940 в присутствии представителей Англии и Китая. До его совершеннолетия во главе управления Тибетом осталось регентство.

Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1948.

Синонимы:

Смотреть что такое "ДАЛАЙ-ЛАМА" в других словарях:

  • ДАЛАЙ-ЛАМА — (тибет.). Буддийский первосвященник, который живет в Тибете и, кроме духовной власти, имеет и светскую. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДАЛАЙ ЛАМА [монг. букв. лама, обладающий безграничной, как… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Далай-лама IV — Далай лама IV, Ёнтэн Гьямцхо (yon tan rgya mtsho, ཡོན་ཏན་རྒྱ་མཚོ་)(1589 1616) был обнаружен среди монголов. Он был внуком Алтан хана, одного из наиболее могущественных монгольских правителей. Так между монгольскими ханами и школой Гэлуг возникло… …   Википедия

  • ДАЛАЙ-ЛАМА — ДАЛАЙ ЛАМА, далай ламы, муж. (монгольско тибетск. dalai blama, букв. море лама, лама с властью, безграничной как море). Верховный глава ламаистской церкви, живущий в Тибете, совмещающий церковную и светскую власть. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Далай-лама — [монгольское далай море (мудрости) и лама высший] титул (с 16 в.) первосвященника буддийской церкви в Тибете (происхождение института далай ламы относится к началу 15 в.) …   Исторический словарь

  • далай-лама — первосвященник Словарь русских синонимов. далай лама сущ., кол во синонимов: 3 • глава (63) • …   Словарь синонимов

  • далай-лама — далай лама, далай ламы …   Орфографический словарь-справочник

  • Далай-лама — высшее духовное лицо сев. буддистов, с светскою властью.Лама, слово тибетское, значит верховный (старший); далайпо монгольски: великий . Этот термин появился в буддийской иерархиисравнительно недавно. У реформатора новейшего буддизма, Цзонхавы… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ДАЛАЙ-ЛАМА — ДАЛАЙ ЛАМА, ы, муж. В Тибете: титул ламаистского первосвященника, а также лицо, имеющее этот титул. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Далай-лама — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Эта статья  о линии передачи Далай лам. О&# …   Википедия

  • Далай Лама — Эта статья посвящена линии передачи Далай лам. Информацию о нынешнем Далай ламе можно найти в статье Далай лама XIV. Далай лама XIII (1876 1933) Далай лама (тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་ taa la’i bla ma, кит. 达赖喇嘛 Dálài Lǎmā). Далай ламы линия передачи… …   Википедия

  • Далай-лама V — Нгаванг Лобсанг Гьяцо …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ДАЛАЙ-ЛАМА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.