- жизнеописания достойных монахов
-
ГАО СЭН ЧЖУАНЬ "Жизнеописания достойных монахов" ("Жизнеописания Высоких наставников")Памятник буд. историч. лит-ры, важнейший источник по истории раннего кит. буддизма за пер. 67 - 519. Составитель Хуэйцзяо (кон. 5 - 6 в.). Ок. 500 биографий распределены по десяти разд.: "Ши цзинь" ("Переводчики"), цзюань ("свиток") 1 - 3; "И цзяо" ("Толкователи"), цз. 4 - 8; "Чань и" ("Чудотворцы"), цз. 9 - 10; "Си чань" ("Преуспевшие в самосозерцании"), цз. 11; "Мин люй" ("Знатоки винаи"), цз. 11; "Ман шэн" ("Принесшие себя в жертву"), цз. 12; "Тун цзин" ("Декламаторы"), цз. 12; "Син фу" ("Сотворившие благо"), цз. 13; "Цзин ши" ("Наставники в сутрах"), цз. 13; "Чан дао" ("Сказители"), цз. 13. В собр. вошли также авторское предисловие, послание первого критика "Г. с. ч," Ван Маньина автору, ответное письмо Хуэйцзяо и памятная записка о последних годах его жизни.Буд. биограф строго следует канонам традиц. кит. жанра жизнеописаний. Большинство биографий ориентировано на достоверное историч. событие и восходит (а многие прямо сводятся) к фактографич. минимуму: откуда родом историч. деятель, сфера его деятельности, перечень заслуг, дата кончины. В отношении насыщенности фактами и историч. достоверности "Г.с.ч." не уступает образцам офиц. кит. историографии того времени. В "Г.с.ч." выражено представление о единстве буддизма в Индии и Китае (вместо традиц. кит. концепции "Китай - варвары"), его всеобщности вне зависимости от деления на школы (особенно впечатляющей на фоне раскола Китая пер. Южн. и Сев. династий, 420 - 589). Осн. персонажи - монахи-книжники, причастные к освоению и воспроизводству буд. письменного наследия. Им по многим параметрам противопоставлен тип чудотворца (разд. "Чудотворцы"), к-рого отличает полнейшая непричастность к буд. книжности, дарованная свыше чудодейств. сила. Особый тип монаха-отшельника представлен в разд. "Преуспевшие в самосозерцании".От "Г.с.ч." берет начало буд. биографич. традиция в Китае ("Сы чао га о сэн чжуань"- "Жизнеописания достойных монахов четырех династий"), а также в Корее и Японии.*Хуэйцзяо. Г.с.ч. // Тайсё синею Дайдзикё (Заново сост. Трипитака гг. Тайсё). Т. 50. Токио, 1960; Его же. Жизнеописания достойных монахов (Г.с.ч.). Пер. с кит., исслед., коммент. и указатели М.Е. Ермакова. Т. 1. Разд. 1. М., 1991;** Ермаков М.Е. "Г.с.ч." в свете европ. лит. традиции // Ученые записки ТГУ. Труды по востоковедению. 1979.V.М.Е. Ермаков
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.