- вселенная
-
ЮЙ ЧЖОУ "Пространство и время", "Вселенная".Категория кит. философии и культуры, выражающая единство пространства и времени как атрибутов Вселенной, а также идею ее субстанциальности и структурной упорядоченности.Осн. совр. значение слова "юйчжоу" - "космос".Этимологически восходит к обозначению двух перпендикулярных балок в основании кровли. В "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) толкования понятий "юй" и "чжоу" сопряжены с пониманием дао как пространственно-временной сущности. Словом "юй" там выражена пространств, беспредельность ("(то, что) имеет реальность, но не пребывает в (конкретном) месте"), а понятием "чжоу" - временная безграничность ("(то, что) имеет протяженность, но не имеет корня и верхушки", т.е. конца и начала).В канонич. части "Мо-цзы" (5 - 3 вв. до н.э.) слово "юй" выступает обобщающим назв. пространства как "(совокупности) всех различных местоположений". Категория, сопоставимая с выражением пространственно-временного континуума, впервые представлена в "Мо-цзы" словосочетанием юй ту цзю ("длительность последования в пространстве"), где "последование в пространстве" (юй ту) подразумевает последовательные физич. перемещения, события-движения, а "длительность" (цзю) - протяженность последовательной смены событий-движений во времени.В "Гуань-цзы" (3 в. до н.э.) субстанциальная "заполненность" и упорядоченность универсума подчеркивается определением пространства и времени словосочетанием "чжоу хэ" ("время и (пространств.) согласованность"), в к-ром иероглиф хэ (3) ("согласование") подразумевает "шесть согласований" (лю хэ) - формулу взаимной скоординированности трансформаций (хуа) мировых субстанций в пространстве ("четыре стороны света, верх и низ"). Понятие "чжоу хэ" здесь определяется как некая "сеть", улавливающая Небо и Землю (см. Тянь), к-рые в свою очередь являются "сетью" для "тьмы вещей".Термин Ю.ч. интегрировал смысловые оттенки синонимичных ему предшествовавших понятий. Он стал применяться в филос. контексте, начиная с Хуайнанъ-цзы" (2 в. до н.э.), где "юй" прямо определено как "четыре стороны света, верх и низ", а "чжоу" - как "минувшая древность и приходящее сегодня". Там же Ю.ч. соотнесено с идеей единотелесности Вселенной: Небо и Земля, а также Ю.ч. сравниваются с "телом одного человека". Выраженная в этом сравнении идея гомоморфизма макро- и микрокосма стала определяющей в традиц. кит. философии и науке.**Лисевич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979. С. 33; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и кит. классич. философия. М., 1983. С. 162-3; Еремеев В.Е. О древнекит. пространственно-временной модели мира // 20-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1989.А.Г. Юркевич
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.