чжоу дуньи

чжоу дуньи
Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, Чжоу Юань-гун.
1017, Индао (совр. уезд Даосянь, пров. Хунань), - 14.7(7.6). 1073, Лушань, пров. Цзянси.
Кит. философ и литератор, гл. основоположник неоконфуцианства. Происходил из семьи чиновника, в 1036 - 71 находился на гос. службе, занимая администр. посты среднего уровня. Через своего дядю по матери, ставшего ему приемным отцом, крупного чиновника Чжэн Сяна был связан с консервативной группировкой при дворе, к-рая противодействовала реформам Ван Аньши. Однако с последним Ч.Д., по нек-рым свидетельствам, имел личную встречу в 1060 и оказал на него сильное впечатление. Прямыми учениками Ч.Д. были основоположники неоконфуцианства братья Чэн (Чэн Хао, Чэн И). Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319, князь Даого; 1714, "древний мудрец").
Гл. филос. соч. - "Тай цзи ту шо" ("Изъяснение "Плана Великого предела"; рус. пер. Н.Я. Бичурина, 1832; Н. Зоммера, 1851; В.А. Кривцова, 1958; Е.А. Торчинова, 1982; В.Е. Еремеева, 1993) и "Тун шу" ("Книга проникновения"), или "И тун" ("Проникновение в "Перемены"; рус. пер. Н.Я. Бичурина, 1832). Ортодокс, считается их текстологич. и идейная трактовка в коммент. Чжу Си (12 в.). В пер. правления дин. Мин (1368 - 1644) творческое наследие Ч.Д. было сведено воедино и сопровождено пояснительными текстами в собр. соч., к-рое в дальнейшем фигурировало под тремя синонимич. названиями: "Чжоу-цзы цюань шу" ("Поли, (собр.) письмен философа Чжоу"), "Чжоу Ляньси цзи" ("Собр. (соч.) Чжоу Ляньси") и "Чжоу Юань-гун цзи" ("Собр. (соч.) Чжоу - князя Изначального").
"Тай цзи ту шо" представляет собой сжатый, но содержательный коммент. к графич. схеме ("Плану Великого предела"), производной от аналогич. схемы "У цзи ту" ("Плана Беспредельного", или "Плана Предела отсутствия/небытия") даоса Чэнь Туаня (10 в.), одним из источников к-рого был первый канон даос, алхимии "(Чжоу и) цань тун ци" ("Триединое согласие "Чжоуских перемен", "Единение триады согласно "Чжоу и") Вэй Бояна (2 в.). По "Тай цзи ту шо", все многообразие мира: силы инь ян, "пять элементов" (у син (1), в трактате названы "пятью пневмами" - у ци, см. Ци (1)), четыре времени года и вплоть до "тьмы вещей" (вань у, см. У (3)), а также добро и зло (шань - э), "пять постоянств" (у чан, см. Сань ган у чан; названы "пятью природами" - у син (3), см. Син (1)), и вплоть до "тьмы дел" (вань ши, см. Ли-ши),- исходит из "Великого предела" (тай цзи). Тот в свою очередь следует за "Беспредельным", или "Пределом отсутствия/небытия" (у цзи). Термин "у цзи", допускающий двоякое понимание, возник в изнач. даосизме ("Дао дэ цзин", § 28), а коррелятивный термин "тай цзи" - в конфуцианстве ("Си цы чжу-анъ", 1, II). Чжу Си (12 в.) истолковал сопряжение этих терминов как их синонимичное употребление, обозначающее сущностное тождество "Великого предела" и неисчерпаемой первозданности бытия ("Беспредельного"). Однако его оппонент Лу Цзююань утверждал, что здесь выражена даос, идея первичности "отсутствия/небытия" (ср. "Дао дэ цзин", § 40) и поэтому "Тай цзи ту шо" не мог быть написан ревностным конфуцианцем Ч.Д. Порождающая функция "Великого предела" реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга "движение" и "покой" (цзин (2), см. Дун - цзин). Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изнач. даосизма ("Дао дэ цзин", § 37; "Чжуан-цзы", гл. 13). Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т.е. у цзи, проявляется в качестве "подлинности/искренности" (чэн (1)). Эта категория, совмещающая онтологич. ("путь Неба", см. Дао) и антропологич. ("путь человека") смысл, была выдвинута первыми конфуцианцами (в "Мэн-цзы", "Чжун юне", "Сюнь-цзы"), а в "Тун шу" заняла центр, место. Определяющая высшее благо (чжи шань) и "совершенномудрие" (шэн (1)) "подлинность/искренность" в идеале требует "главенства покоя" (чжу цзин), т.е. отсутствия желаний, мыслей, деяний. Гл. теоретич. достижение Ч.Д. - сведение важнейших конф. категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, основанную прежде всего на "Чжоу и" мировоззренческую систему, в рамках к-рой получила освещение не только конф., но и даосско-буд. проблематика.
*Чжоу-цзы цюань шу. Сост. Дун Жун. Б.м., 1756; Чжоу Ляньси. Люблю лотос // Восток. Сб. 1. М. - Л., 1935. С. 204; Чжоу Ляньси цзи. Шанхай, 1937.
**Бичурин Н.Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физич. и нравств. законов // Московский телеграф. 1832. Ч. 48. № 21 - 23. С. 3 - 33, 157 - 197, 285 - 316; Зоммер Н. Об основаниях кит. философии // Ученые записки Казанского ун-та за 1851 г. Т. 1; Кривцов В.А. Кит. космогонич. трактат XI века // ВФ. 1958. № 12; Торчинов Е.А. К характеристике этим, доктрины неоконфуцианства // Социально-филос. аспекты критики религии. Л., 1982; Зинин С.В. Человек и мир в философии Ч.Д. // 17-я НК ОПС. Ч. 1. М., 1986; Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993; Сун ши (История (дин.) Сун). Цз. 427; Хуан Цзунси. Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях (дин.) Сун и Юань). Цз. 11, 12; Чжу Бокунь. Ч.Д. // Чжунго гуда и чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 3. Кн. 1. Цзинань, 1981; Bruce J.P. Chu Hsi and His Masters. L., 1923; Chou Yih-ching. La philosophic morale dans le neo-confucianisrne (Tcheou Touen-yi). P., 1954.
А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "чжоу дуньи" в других словарях:

  • Чжоу Дуньи — кит. упр. 周敦颐, пиньинь: Zhōu Dūnyí Дата рождения: 1017 год(1017) …   Википедия

  • ЧЖОУ ДУНЬИ — Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу цзы, Чжоу Юань гун (1017 1073), китайский философ и литератор, главный основоположник неоконфуцианства. Родился в 1017 в Индао (совр. уезд Даосянь провинции Хунань). Происходил из семьи чиновника, в 1036 1071… …   Энциклопедия Кольера

  • ЧЖОУ ДУНЬИ —         Чжоу Маошу, Чжоу Лянь си, Чжоу цзы (учитель Чжоу) (1017, Индао, ныне в уезде Даосянь, пров. Хунань, 14.7.1073, Лушань, пров. Цзянси), кит. философ, один из основоположников неоконфуцианства. Среди учеников Ч. д. были братья Чэн, а также… …   Философская энциклопедия

  • Чжоу Эньлай — кит. трад. 周恩來, упр. 周恩来 …   Википедия

  • ТАЙ ЦЗИ — Великий предел . Категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории у цзи Отсутствие предела , Беспредельное или Предел отсутствия/небытия . Общий для обоих антонимов иероглиф цзи2 несет понятие… …   Энциклопедия Кольера

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КОНФУЦИАНСТВО — И в осевое время зарождения китайской философии, и в эпоху соперничества ста школ , и тем более в последующие времена, когда идейный ландшафт утратил столь пышное разнообразие, конфуцианство играло центральную роль в духовной культуре… …   Энциклопедия Кольера

  • ДУН-ЦЗИН — Движение покой . Терминологическое выражение философской дихотомии. Впервые она встречается в Дао дэ цзине (4 в. до н.э.), где движением (подвижностью, действием дун) дао объявлена возвратность (фань), подразумевающая цикличность любых мировых… …   Энциклопедия Кольера

  • покой - движение — ДУН ЦЗИН Движение покой . Терминологич. выражение филос. дихотомии. Впервые она встречается в Дао дэ цзине (4 в. до н.э.), где движением (подвижностью, действием дун) дао объявлена возвратность (фань), подразумевающая цикличность любых мировых… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ТАЙ ЦЗИ — (кит., букв. Великий Предел) важнейшая категория китайской философии, обозначающая предельное состояние бытия, его начало. Этимологически иероглиф «цзи» значит «край», а также «центр». Впервые Т.Ц. упоминается в комментариях к «И цзин» («Книге… …   Философская энциклопедия

  • предел великий — ТАЙ ЦЗИ Великий предел Категория кит. философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории у цзи Отсутствие предела , Беспредельное или Предел отсутствия/небытия . Общий для обоих антонимов иероглиф цзи (2) несет понятие …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»