- се лянцзо
-
Се Сяньдао, Се Шанцай. 1050, Шанцай (совр. пров. Фуцзянь), - 1103.Философ-неоконфуцианец. Имел прозв. Шанцай сяньшэн ("учитель из Шанцая"). Наряду с Ю Цзо, Ян Ши, Люй Далинем причислен конф. традицией к "четырем великим ученикам" Чэн И и Чэн Хао. В 1085 получил высшую ученую степень цзиньши, состоял на гос. службе, был оклеветан и разжалован в простолюдины. Осн. соч. - "Лунь юй шо" ("Учение "Суждений и бесед" (Конфуция)"), "Шанцай юй лу" ("Запись изречений (учителя из) Шанцая"). Интерпретировал тезис о "совпадающем единстве Неба и человека" (см. Тянь) как адекватность всего всему в структурообразующем "принципе" (ли (1)): "Небо (тянь) есть принцип; человек тоже есть принцип; всеобщность принципа (сюнь ли) составляет с Небом единое. (Поскольку он) составляет с Небом единое, (то) я - не я, а принцип, принцип - не принцип, а Небо". Содержанием всякого учения ("учебы", "научения" - сюэ) считал "исчерпание принципа" (цюн ли), равное познанию самого Неба, необходимое постольку, поскольку "действия познавшего Небо составляют единое с Небом". Настаивал на четком "разграничении небесного принципа и человеч. страстей" (см. Тянь), утверждая, что они взаимоисключающи: наличие в человеке "части небесного принципа" неизбежно уничтожает какую-то "часть человеч. страстей", и наоборот - наличие последней "частично уничтожает небесный принцип". Считал нек-рые аспекты учения буд. Чань школы подобием определенных разделов доктрины конфуцианства: напр., учение об "индивид, природе" (син (1)) в чань-буд. интерпретации полагал аналогом конф. концепций "сердца" (синь (1)), а чаньские трактовки понятия "сердце" сопоставлял с конф. представлениями о "мысли/идее" (и (3))-произвольной психич. активности. Настаивал на необходимости прямых заимствований из чаньского учения о сознании для совершенствования конф. доктрины "гуманности" (жэнь (2)). Творчество С.Л. как последователя Чэн И и Чэн Хао получило высокую оценку Чжу Си (12 в.) и Хуан Цзунси (17 в.).Сюй Юаньхэ
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.