- три колесницы
-
САНЬ ЧЭНСанскр. триана, "три колесницы" - термин, используемый буддизмом махаяны (да чэн - "великая колесница") для доказательства превосходства этого направления над др. и обозначающий степени посвящения в глубины буд. учения.Под "первой (низшей) колесницей" понимается уровень шраваков ("слушающие голос", кит. шэн вэнь - "(воспринимающие) звуки (мудрости-) культуры"), как первоначально именовались ученики будды Шакьямуни, а позднее - приверженцы хинаяны (сяо чэн - "малая колесница"). "Слушающие голос" признают осн. заповеди и гл. положения буддизма - всеобщность страдания, непостоянство сущего, отсутствие индивид, субстанциального "я" (см. У во), однако неспособны к принятию учения махаяны. "Вторая (средняя) колесница" - "колесница пратьекабудд" (юань цзюэ фо, пи чжи фо - "самостоятельно ставшие буддами"), т.е. аскетов, достигающих высшей цели буддизма - "просветленного" состояния (санскр. бодхи, кит. пути) и нирваны (см. Непань) самостоятельно, без участия наставника, и отказывающихся от проповеди учения. Как и шраваки, они считались последователями хинаяны. Выделялось два типа пратьекабудд: первые обретали "просветление" в присутствии будды, хотя и не становились его учениками, а вторые - исключительно в результате самостоятельных размышлений над бренностью и непостоянством сущего. "Третья (высшая) колесница" - "колесница бодхисаттв", т.е. собственно учение махаяны. Первоначально под бодхисаттвой (кит. путисадо, пуса) понимался будущий будда, позднее - любой человек, стремящийся к достижению полного "просветления", признающий учение махаяны и практикующий "шесть парамит" (боломи, боломидо, ду) - "совершенств", "подобно плоту перевозящих на др. берег существования", т.е. в нирвану. К числу "шести парамит" относились: терпение, подаяние, нравственность (соблюдение буд. заповедей), мужество, медитация (созерцание), мудрость. В "классич." махаяне бодхисаттва воспринимался как наделенный сверхъестеств. способностями святой, обладающий высшей премудростью и великим состраданием, в силу к-рого он отказывается от нирваны во имя "спасения всех живых существ". Бодхисаттва наделен полным пониманием учения махаяны, прежде всего - доктрины "пустотности" (шунья, кун, син кун), или относительности всего сущего.Помимо учения о "трех колесницах", окончательно оформившегося в системе взглядов Тяньтай школы в 6 в., в махаяне существует доктрина "единой колесницы" (и чэн), характерная для ряда течений кит. буддизма, прежде всего для Хуаянь школы. Под "единой колесницей" понималось наивысшее учение, трактуемое как "четвертая колесница" - предельная степень проникновения в мудрость буддизма, либо как доктрина, включающая в себя достоинства всех остальных и потому заменяющая их.**Игнатович А.Н. Буд. толкования путей спасения (на примере Лотосовой Сутры) // 11-я НК ОГК. Тезисы и доклады. Ч. 1. М., 1980; Его же. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 229 - 230; Мямь Л.Э. К буд. персонологии // Труды по знаковым системам. Вып. V. Тарту, 1971.Е.А. Торчинов
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.