ван цзи

ван цзи
Ван Жучжун, Ван Лунси.
26.5.1498, Шаньинь окр. Шаосин пров. Чжэцзян -25.7.1583
Неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из гл. представителей "левого крыла" янминизма (см. Ван Янмина школа), сблизившегося с чань-буддизмом (см. Чань школа). В.Ц. происходил из семьи чиновник и после получения в 1532 высшей ученой степени цзиньши занимал ряд ответственных постов в военном министерстве. Однако в 1542 оставил службу и в последующие сорок с лишним лет, несмотря на неоднократные призывы, не возвращался к ней, занимаясь филос. исследованиями и чтением лекций в различных частях страны. Бесплодие жены побудило его обратиться к изучению даос, сексуальной практики, осн. на учении о "пестовании жизни" (ян шэн).
Основное теоретич. достижение В.Ц.- этико-гносеологич. концепция "четырех отсутствий" (сы у), к-рая вместе с противоположной концепцией его близкого друга и сподвижника Цянь Дэхуна явилась реакцией на итоговые для Ван Янмина "четыре постулата", высказанные на мосту Небесного источника (1527): "Отсутствие добра и зла -такова сущность (ти (1)) сердца. Наличие добра и зла - таково движение помыслов (и (3)). Знание (чжи (2J) добра и зла - таково благосмыслие (лян чжи). Совершение добра и устранение зла - таково выверение вещей (гэ у)". Исходя из первого постулата и тезиса Ван Янмина: "Сердце, помысел, знание и вещь суть единое дело", В.Ц. пришел к выводу, что идеальное нравственно-психологич. состояние должно характеризоваться "отсутствием добра и зла" на всех четырех этико-гносеологич. уровнях, а не только на первом. Под "отсутствием добра и зла" подразумевалось наличие высшего блага, к-рое не нуждается в преднамеренном различении добра и зла, поскольку означает естеств. и спонтанное осуществление добра. Эта концепция строилась с помощью антитетич. понятий, таких, как "сердце без сердца", "помыслы без помыслов", "знание без знания", "вещи без вещей", призванных запечатлеть априорную и трансцендентальную этико-гносеологич. реальность. Знание, или "благосмыслие" (лян чжи), составляющее "сущность сердца", В.Ц., в отличие от обычного сознания (ши (4)), представлял не имеющим ни начала ни конца, не разделяющим субъект и объект, превосходящим жизнь и смерть, подобным поверхности зеркала, к-рая, сама по себе будучи пустой, делает возможным любое отражение, т.е. функционирование сознания. Восхождение от сознания к этому знанию доступно всем, т.к. в каждом человеке "благосмыслие совершенно" (лян чжи сянь чэн). Оно нуждается не в развитии, а в полном высвобождении, для чего необходима вера (синь (2)) в него и целенаправленное моральное усилие. Последнее требование отделяло В.Ц. от представителей "правого", квиетистского крыла янминизма (см. Ван Янмина школа). Результирующее "просветление" (у (4) - буддийско-даос. термин; см. Саньмэй) бывает трех видов (по возрастанию значимости): основанное на словесных наставлениях - "разъясняющее" (цзе), на медитации - "свидетельствующее" (чжэн (2)), на прямом экзистенциальном усмотрении - "проницающее" (чэ).
Гносеологически всеобъемлющая и одновременно "пустотная", "благосмысленная" "первосущность сердца" в онтологич. плане отождествлялась с "отсутствием/небытием" (у (1)), порождающим "наличие/бытие" (ю, см. Ю - у) и составляющим с ним единство, что являлось неоконф. переосмыслением положений "Дао дэ цзина": "Наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия" и "Наличие/бытие и отсутствие/небытие рождают (животворят) друг друга" (§40, 2). Творческий импульс этого диалектич. единства у В.Ц. выражало понятие "таинственной" ("сюань"- также термин "Дао дэ цзина", см. Сюань сюэ) "жизненной пружины" (шэн цзи). Впервые разработанное даосами в трактате "Чжуан-цзы" понятие "пружины" (цзи (1)) как механико-органич. импульса, первотолчка, он использовал для определения "благосмыслия", создающего "совершенномудрие" (шэн (1)). В концепции "отсутствия/небытия" В.Ц. сказалось влияние Ян Цзяня (12- 13 вв.), в отличие от к-рого он, однако, трактовал "отсутствие/небытие" как активное и динамич. начало, т.е. в нек-ром смысле "сверхбытие". Признание фундаментальной роли "отсутствия/небытия" и сопряженной с ним "пустоты/вместимости" (сюй), а также соответствующая проблематика и терминология сближали учение В.Ц. с буддизмом и даосизмом, что он открыто признавал, в части., прямо идентифицируя "доведение благосмыслия до конца" (чжи лян чжи) с буд. самоподготовкой к внутр. "просветлению".
*Ван Лунси сяньшэн цюань цзи (Поли. собр. (соч.) учителя В.Ц.). Тайбэй, 1970 (1-е изд.- 1822);
**Сун Мин ли сюэ ши (История учения о принципе (эпох) Сун и Мин). Т. 2. Пекин, 1987. С. 272 - 83; Ямасита Рюдзи. О Рёкэй рок (О Ван Лунси) // Ниппон Тюгоку гаккайхо. Т. 8. 1956; Tang Ckun-i. The Development of the Concept of Moral Mind from Wang Yang-ming to Wang Chi // Self and Society in Mind Thought. N.Y.- L., 1970; Takehiko Okada. Wang Chi and the Rise of Existentialism // Ib.; Мои Tsung-san. The Immediate Successor of Wang Yang-ming: Wang Lung-hsi and his Theory of Ssu-Wu // PEW. 1973. Vol. 23. №1 - 2; Chang Chung-yuan. "The Essential Source of Identity" in Wang Lung-ch'i's Philosophy // Ib.; Tu Wei-ming. Humanity and Self-Cultivatkm: Essays in Confucian Thought, lierk., 1979. P. 162 - 78.
А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ван цзи" в других словарях:

  • ВАН ЦЗИ — Ван Жучжун, Ван Лунси (1498 1583), китайский неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из главных представителей левого крыла янминизма (см. ВАН ЯНМИНА ШКОЛА), сблизившегося с чань буддизмом. Родился 26 мая 1498 в Шаньине (округ …   Энциклопедия Кольера

  • ВАН ЯНМИН — Ван Шоужэнь, прозвище Боань (1472 1529), крупнейший в эпоху Мин (14 17 вв.) китайский философ неоконфуцианец, создатель оригинальной философской доктрины в русле так называемого учения о сердце (синь сюэ1), выдающийся литератор, военачальник и… …   Энциклопедия Кольера

  • Ван Бо — Ван Бо. Ван Бо (кит. 王勃, второе имя Цзи ань) (649 676)  китайский поэт эпохи династии Тан. Ван Бо считается одним из «четырёх крупных (поэтов) начала (эпохи) Тан». Ван Бо был внучатым племянником поэта Ван Цзи. Служил писцом у одного из… …   Википедия

  • ван янмин — Ван Шоужэнь, прозв. Боань. 31.10.1472, уезд Юйяо обл. Шаосин пров. Чжэцзян, 9.1.1529, Наньань пров. Цзянси Философ неоконфуцианец, создатель оригинальной филос. доктрины в русле т.н. учения о сердце (синь сюэ (1)), литератор. Происходил из… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ВАН ЯНМИН — (род. 31 окт. 1472, Юэчэн – ум. 9 янв. 1529, Наньань) кит. философ, находился в оппозиции к рационалистической натурфилософии неоконфуцианства, особенно резко выступал против Чжу Си; развил идеалистическую философию Лю Синшаня в значительную… …   Философская энциклопедия

  • ВАН ЯНМИНА ШКОЛА — Янмин сюэ пай. Согласно основоположнику китайской историко философской науки Хуан Цзунси (17 в.), ближайшие последователи Ван Янмина (конец 15 16 вв.) образовали шесть территориальных группировок: 1) Чжэцзянскую (Чжэ чжун); 2) Цзянсискую (Цзян… …   Энциклопедия Кольера

  • ВАН ТИНСЯН — Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань (1474 1544), китайский философ неоконфуцианец, государственный деятель, писатель и поэт, теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся естественными науками, главным образом астрономией. Родился 4 декабря 1474 в… …   Энциклопедия Кольера

  • ван тинсян — Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань. 4.12.1474, Ифэн (совр. Ланькао) пров. Хэнань, 23.9.1544 Философ неоконфуцианец, гос. деятель, писатель и поэт, теоретик лит ры и музыки, ученый, занимавшийся естеств. науками, гл. обр. астрономией. Род. в семье мелкого …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ван аньши — Ван Цзефу, Ван Баньшань. 1021, Линьчуань, пров. Цзян си, 1086, Цзяннин (Нанкин) Гос. деятель, философ конфуцианец (см. Конфуцианство), литератор и филолог. Происходил из семьи мелкого чиновника, в 1042 получил высшую ученую степень цзиньши,… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ВАН ТИНСЯН —     ВАН ТИНСЯН (Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань) (4 декабря 1474, Ифэн (современный Ланькао) провинции Хэнань 23 сентября 1544] китайский философ неокон фуцианец, государственный деятель, писатель и поэт, теоретик литературы и музыки, ученый,… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»