- учение о праджне
-
БОЖО СЮЭТечение в кит. буддизме махаяны; в пер. правления дин. Вэй (220 - 65) и Цзинь (265 - 420) было одним из двух наиболее влият. направлений, получивших распространение гл. обр. на юге Китая. Осн. внимание уделяло изучению и толкованию смысла еутр из раздела "Праджняпарамита". Стало распространяться после того, как в конце пер. правления дин. Вост. Хань (25 - 220) Чжичань перевел сутру "Дао син божо цзин" (санскр. "Аштасахасрика праджняпарамита сутра") и в Китае получили широкое хождение сутры "Праджняпарамиты".В интерпретации первых кит. переводчиков праджняпарамитских сутр весь мир рассматривался как содержащий два аспекта - "чувственное" (сэ) и "сознание" (синь (1)). Первый, с их т. зр., указывал на материальный мир, второй - на духовный аспект бытия. Считалось, что "чувственное" - иллюзорно, "сознание" тоже не имеет материальной субстанции, собственная природа обоих - "пустота" (кун, санскр. шунья). В "Дао син божо цзин" говорится: "Иллюзия (пустота) и чувственное (форма) неотделимы друг от друга; чувственное есть иллюзия, иллюзия есть чувственное". Б.с. слилось с популярным в тот пер. учением о сокровенном" (сюань сюэ). Впоследствии появилось множество др. переводов праджняпарамитских сутр, выполненных в традиции школы Кумарадживы (4-нач. 5 в.) и по-разному объясняющих смысл учения о праджне; различие этих толкований послужило основанием для определения кит. буддизма как "шести семей, семи школ" (лю цзя ци цзун). Это направление получило продолжение и достигло наивысшего развития в учении Сэнчжао (кон. 4- нач. 5 в.).Б.с. преобладало в кит. буддизме в пер. правления дин. Вэй (220 - 65), Цзинь (265 -420), Наньбэйчао (Южн. и Сев. династий, 420 - 589), а также оказало влияние на различные направления кит. махаяны в пер. правления дин. Суй (581 - 618) и Тан (618 - 907), в т.ч. на Саньлунь школу.*Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Пекин, 1980; Тан Юнтун. Хань Вэй лян Цзинь Наньбэй чао фоцзяоши (История буддизма в пер. правления династий Хань, Вэй, обеих Цзинь, Южн. и Сев. династий). Т. 1 - 2. Пекин, 1963. Н.В. Абасв, С.Ю. ЛепеховН.В. Абаев, С.Ю. Лепехов
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.