шастра о пробуждении веры в махаяну

шастра о пробуждении веры в махаяну
"Махаяна шраддхотпада шастра" ("Шастра о пробуждении веры в махаяну") - один из гл. канонич. текстов кит. буддизма махаяны.
Наряду с осн. махаянскими сутрами входил в обязательную программу теоретич. подготовки последователей махаяны в Китае, Корее, Японии, Вьетнаме независимо от принадлежности к той или иной школе. По традиции автором трактата считается инд. поэт, драматург и ученый Ашвагхоша (1 - 2 вв.), к-рый почитался как тринадцатый общебуд. патриарх. Но поскольку "Д. ч. ц. с. л." отражает довольно высокий уровень развития махаянской философии, то он мог быть написан не ранее 5 - 6 вв. либо тезкой знаменитого ученого-буддиста, либо анонимным автором (авторами). Санскр. оригинал не сохранился, известны два варианта его пер. на кит. яз., выполненные в 550 Парамартхой и ок. 695 - 700 Шикшанандой. Отсутствие санскр. текста и его тибет. пер. делает возможным предположение, что "Д. ч. ц. с. л." создан в Китае. Широкое распространение получил вариант Парамартхи, породивший большое число коммент. соч. (в наст. время идентифицировано 173 коммент.). В отличие от мн. др. махаянских трактатов, для к-рых характерна парадокс, и энигматич. форма изложения филос. понятий, "Д.ч.ц.с.л." дает последовательное, систематич. и детально аргументированное изложение центр, положений буддизма махаяны, интерпретируя такие фундамент, понятия, как татхата (бху-тататхата, кит. чжэнь жу - "истинная таковость", "истинная реальность"), шуньята (кун - "пустота"), самадхи (саньмэй - "просветление"), трикая (сань шэнь- "три тела (Будды)") и др. Особенностью "Д.ч.ц.с.л." является стремление свести в целостную доктринальную систему концепции, возникшие и развивавшиеся независимо друг от друга в рамках разных, зачастую противоборствующих направлений махаяны, напр, концепцию шуньяты школы мадхьямиков (см. Саньлунь школа), концепции алайя-виджняны (алие ши, цзан ши - "сознание-сокровищница", см. Ба ши) и татхагата-гарбхи (жу лай цзан - "лоно татхагаты", т.е. будды) школы йогачаров. Их синтезу способствовала развиваемая в "Д.ч.ц.с.л." доктрина "единого сознания" (и синь), к-рое отождествляется с татхагата-гарбхой и в то же время с бхутататхатой - "истинной реальностью", характеризуемой одновременно как "истинная пустота" и "истинная непустота". Под "пустотой" татхаты подразумевалось, что "истинная реальность" изначально свободна от всякой "омраченности" (у мин (2)), или "загрязненности" (ань (2)). Под "непустотой" имелось в виду, что татхата обладает различными позитивными характеристиками и свойствами (вечность, неизменность, чистота, самодостаточность и т.д.). Вместе с тем в "Д.ч.ц.с.л." утверждается, что "единое сознание", представляющее собой изначально чистую, универсальную и всеобщую основу сознания всех живых существ, имеет две ипостаси - абс. и относит., каждая из к-рых, в свою очередь, охватывает все аспекты бытия и содержит в себе все многообразие "вещей и явлений" (сян у) феноменального мира. Абс. ипостась "единого сознания" - "чистая" и "неомраченная" сущность сознания всех живых существ - находится в гармонич. единстве с "истинной реальностью" и адекватно отражает ее. Источник "омрачения" и его "первопричина" усматриваются в татхагата-гарбхе, порождающей как "чистые", так и "омраченные" дхармы. Динамика процесса "омрачения" сознания и взаимодействия "омраченного" сознания с "неомраченным" объясняется с помощью концепции алайя-виджняны. Абс. и относит. ипостаси "единого сознания" обусловливают друг друга, непрерывно вступая в противоборство и снова объединяясь т.о., что одновременно представляют собой "единое" и "неединое", содержат в себе как "просветленную", так и "омраченную" сущность. На основе этих концепций в "Д.ч.ц.с.л." разработана универсальная доктрина "просветления", к-рая обосновывает возможность как "постепенного" (цзянь у), так и "внезапного" (дунь у) достижения "просветленного" состояния сознания. Присущий "Д.ч.ц.с.л." универсалистский и синтетич. подход к интерпретации важнейших махаянских положений оказал влияние на все школы дальневост. буддизма поздней махаяны, способствуя преодолению сектантских разногласий относительно ряда понятий и категорий, разработке обобщающих концепций.
*Д.ч.ц.с.л. Сянган, 1926; Мотидзуки С. "Дайдзё кисинрон" но кэнкю (Изучение "Махаяна шраддхотпада шастры"). Токио, 1922; Трактат о пробуждении веры в Махаяну (Махаяна шраддхотпада ша-стра). Пер. с кит. Е.А. Торчинова // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992.
Н.В. Абаев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "шастра о пробуждении веры в махаяну" в других словарях:

  • махаяна шраддхотпада шастра — см. шастра о пробуждении веры в махаяну …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Вон Хё — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вон. Вон Хё (кор. 원효, 元曉, Wonhyo, Wŏnhyo, 617 686 н. э.)  знаменитый наставник, писатель и комментатор в корейской буддийской традиции. В своих трудах Вон Хё опирался на такое …   Википедия

  • хуаянь школа — Одно из ведущих направлений кит. буддизма. Свое учение основывает на инд. Аватамсака сутре (кит. Хуа янь цзин Сутра цветочной гирлянды ). Особо важной признается гл., обычно называемая Жу фа цзе пинь ( Гл. о вступлении в дхармадхату ). В Х.ш.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • да чэн ци синь лунь — см. шастра о пробуждении веры в махаяну …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • фацзан — Сяньшоу. 643, Чанъ ань (совр. Сиань, пров. Шэньси), 712. Третий патриарх и фактич. основатель буд. Хуаянь школы, систематизировавший ее учение и придавший ему самобытность. Род. в семье выходца из Хорезма, поэтому иногда именуется Хорезмийцем Ф.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Торчинов, Евгений Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Торчинов. Евгений Алексеевич Торчинов Дата рождения: 22 августа 1956(1956 08 22) Место рождения: Орджоникидзе ( …   Википедия

  • Ян Вэньхуэй — 楊文會 Ян Вэньхуэй Род деятельности: светский китайский реформатор буддизма Дата рождения …   Википедия

  • Ян Веньхуэй — Ян Вэньхуэй Ян Вэньхуэй (кит. трад. 楊文會, упрощ. 杨文会, пиньинь Yáng Wénhùi) (1837, Шитай (кит. 石埭, совр. 石台 Shítái) провинции Аньхой, Цинская империя 1911, Нанкин, Цинская империя) светский китайский реформатор буддизма, которого также называют… …   Википедия

  • Ян Выньхуй — Ян Вэньхуэй Ян Вэньхуэй (кит. трад. 楊文會, упрощ. 杨文会, пиньинь Yáng Wénhùi) (1837, Шитай (кит. 石埭, совр. 石台 Shítái) провинции Аньхой, Цинская империя 1911, Нанкин, Цинская империя) светский китайский реформатор буддизма, которого также называют… …   Википедия

  • Ян Вэнь-хуй — Ян Вэньхуэй Ян Вэньхуэй (кит. трад. 楊文會, упрощ. 杨文会, пиньинь Yáng Wénhùi) (1837, Шитай (кит. 石埭, совр. 石台 Shítái) провинции Аньхой, Цинская империя 1911, Нанкин, Цинская империя) светский китайский реформатор буддизма, которого также называют… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»