- Литургический день
-
До реформ середины XX века литургический день в Римском обряде, по древней традиции, начинался с вечера предшествующего дня (как это до сих пор в Византийском обряде). После реформы 1969 года эта практика была упрощена, и теперь богослужебный день соответствует дню календарному (от полуночи до полуночи). Исключения составляют лишь воскресные дни и торжества, празднование которых начинается накануне вечером.Ранги праздниковВ современном римском обряде существуют следующие категории праздников (перечислены в порядке возрастания торжественности):Будний день (feria). В этот не совершается никаких праздников или воспоминаний святых. В отличие от византийского обряда, в римском календаре есть дни, на которые никаких памятей святых не приходится. Это не значит, что в календаре в этот день отсутствуют святые, просто они не поминаются на богослужении (что, разумеется, не препятствует совершению памяти этого святого там, где он является местночтимым, или как-то иначе почитается).Некоторые ферии могут иметь привилегированное значение. В такие дни не может быть никаких других праздников или памятей. Например, Пепельная среда, Страстная и Пасхальная недели.Память (memoria). Память может быть обязательной (memoria obligatoris) и необязательной, факультативной (memoria ad libitum). Во втором случае совершающим богослужение предоставляется выбор, совершать эту память, или нет. Памяти обычно посвящены святым, хотя бывают и исключения[1]. Богослужение в такой день не сильно отличается от будничного. Псалмодия читается рядовая, однако гимн, краткое чтение с респонсорием, антифоны на Benedictus и Magnificat, прошения и коллекта — в честь памяти.Широко использовавшийся в дореформенной календаре такой тип памяти, как Воспоминание (commemoratio), в нынешнем календаре отсутствует, однако уставные рубрики всё же содержат о нём упоминание. Воспоминание совершается (по желанию) в «предоктаву» (17—24 декабря) и октаву Рождества и в будние дни Великого поста, каковые дни имеют приоритет перед памятями святых. В этом случае святому на Часе чтений добавляется собственное чтение с респонсорием и читается коллекта, на утрени же и вечерне по прочтении рядовой коллекты читается антифон (на Benedictus или Magnificat) и коллекта святому.Праздник (festum). В дни праздников богослужение носит уже иной, праздничный характер. На Литургии часов (кроме дневного часа) всё — празднику, в конце Часа чтений поётся Te Deum. На мессе поётся Gloria, чтения Писания посвящены празднику.Торжество (solemtitas). К числу торжеств относятся наиболее важные праздники года (также, с т. з. богослужения, к ним можно отнести и все воскресенья). Празднование торжества начинается накануне вечером (при этом совершается т. н. «первая вечерня»), вся служба Литургии часов — празднику, на мессе полагается не два чтения Писания, как обычно, а три, читается Credo. Если торжество приходится на пятницу, традиционное воздержание в этот день отменяется.Наиболее значимые торжества могут праздноваться с октавой. Октава (от лат. octo, восемь) означает празднование в течение восьми дней. Этот обычай берёт начало ещё в Ветхом Завете (напр., Числа, 29, 12-38), ср. также попразднства и отдания праздников в Византийском обряде. В традиционном римском обряде многие великие праздники имели октаву, некоторые октавы даже пересекались. В середине 1950-х годов число торжеств с октавой сократили до трёх наиболее важных — Рождества Христова, Пасхи и Пятидесятницы, а после 1969 года — до двух: Пасхи и Рождества.Неподвижные праздникиНеподвижными называются праздники, которые привязаны к календарю, то есть, приходятся каждый год на один и тот же день. Основные праздники года и некоторые известные святые представлены в данной таблице:Дата Название(-я) Ранг Примечание01.01 Пресвятая Дева Мария торжество06.01 Богоявление (праздник Трёх Царей) торжество25.01 Обращение св. апостола Павла праздник28.01 Св. Фома Аквинский память02.02 Сретение (Представление Господа, Принесение Господа в жертву) праздник11.02 Пресвятая Дева Мария Лурдская память14.02 Свв. Кирилл и Мефодий праздник Почитаются, как покровители Европы17.03 Св. Патрик память19.03 Св. Иосиф Обручник торжество25.03 Благовещение торжество04.04 Св. Исидор Севильский память23.04 св. Георгий Победоносец память В России его память совершается в один день с православными, 6 мая; в Москве имеет ранг праздника13.05 Пресвятая Дева Мария Фатимская праздник13.06 Св. Антоний Падуанский память24.06 Рождество св. Иоанна Крестителя торжество29.06 Свв. Петр и Павел торжество11.07 Св. Бенедикт Нурсийский праздник покровитель Европы28.07 Св. Владимир (креститель Руси) память06.08 Преображение Господне праздник15.08 Успение Пресвятой Богородицы торжество25.08 Св. Людовик Французский память29.08 Усекновение главы св. Иоанна Крестителя память08.09 Рождество Пресвятой Богородицы праздник13.09 Св. Иоанн Златоуст память14.09 Воздвижение Креста Господня праздник04.10 Св. Франциск Ассизский память07.10 Пресвятая Дева Мария Розария память01.11 Все святые торжество02.11 Поминовение усопших21.11 Введение во храм Пресвятой Богородицы память30.11 Св. Андрей Первозванный праздник В России — торжество (св. Апостол Андрей — покровитель России)06.12 Св. Николай Мирликийский память08.12 Непорочное Зачатие Пресвятой Богородицы торжество25.12 Рождество Христово торжество с октавой26.12 Св. первомученик Стефан праздник27.12 Св. апостол Иоанн Богослов праздникПодвижные праздникиПодвижными называются праздники, дата празднования которых зависит от даты Пасхи[3], таким образом, в разные годы они приходятся на разные дни. Основные подвижные праздники приведены в данной таблице (В скобках указан, сокращённо, день недели, на который приходится данный праздник).Относительно Пасхи Название(-я) ранг Примечание-46 (ср) Пепельная Среда feria обряд посыпания главы пеплом-7 (вс) Пальмовое (Вербное) воскресенье Вход Господень в Иерусалим вспоминается перед мессой. На самой мессе читается одно из Страстных Евангелий-3 (чт) Великий Четверг Воспоминается Тайная Вечеря, установление таинств Евхаристии и Священства. На приходах разрешается только одна месса вечером.-2 (пт) Великая Пятница Воспоминаются Крестные страдания Христа.Пост и воздержание. Евхаристия не совершается, во второй половине дня совершается особая месса с Литургией Преждеосвященных Даров-1 (сб) Великая Суббота Воспоминается пребывание Христа во гробе. Рекомендуется пост и воздержание. Совершение мессы не разрешается (Месса Пасхального Бдения, совершаемая вечером или ночью, относится уже к Пасхе)0 (вс) Пасха Торжество с октавой Накануне совершается месса Пасхального бдения, с обрядом освящение нового огня и крещальной литургией.1-6 (пн—сб) Светлый Понедельник — Светлая Суббота Октава Пасхи. Богослужение ежедневно по чину торжеств. В пятницу отменяется обычное воздержание7 (вс) Фомино воскресенье, dominica in albis, quasimodo, День Божиего милосердия39 (чт) Вознесение торжество49 (вс) Пятидесятница торжество56 (вс) Праздник Святой Троицы60 (чт) Тело Христово Торжество Обычно после мессы совершается торжественная процессия со Святыми ДарамиЕсть также несколько подвижных праздников, чья дата исчисляется относительно Рождества.* За 5 воскресений до Рождества — Праздник Христа Царя* 4-1 воскресенья до Рождества — 1-4 воскресенья Адвента* Воскресенье в октаве Рождества — Праздник Святого Семейства (если в октаве Рождества не будет воскресенья, праздник отмечается 30 января)* Воскресенье после Богоявления — Крещение Господне; окончание Рождественского периода[6]Наложения и переносыВ Римском обряде, в отличие, например, от Византийского, нет столь развитой системы соединения разных праздников, приходящихся на один день. Как правило, если какое нибудь воспоминание или праздник попадают на воскресенье или другой день, имеющий особое значение, этот праздник либо отменяется вовсе, либо переносится на другой день. При попадании на воскресный день торжества оно имеет приоритет перед воскресеньем; однако в особые периоды года (Великий пост, Пасхальный период, Адвент) приоритет имеет воскресенье, а торжество переносится на другой день. Так, например, торжество Благовещения, если оно попадает на одно из воскресений Великого поста, переносится на ближайший понедельник, если же он попадает на Страстную или Светлую недели, он переносится на период после окончания Светлой недели и совершается во вторник.Подвижные праздники также иногда переносятся, но уже по другой причине: праздник, приходящийся на рабочий день, может быть перенесён на ближайшее воскресенье. Это объясняется т. н. «пастырской необходимостью» и имеет целью дать возможность посетить праздничную службу людям, которые в этот день работают. Например, на следующее за ними воскресенье может переноситься Вознесение, Торжество Тела Христова, из неподвижных праздников — Богоявление. Решение о том, какие именно праздники переносятся, лежит на местной епископской конференции (в России на общецерковном уровне такие переносы не практикуются, однако возможны частные случаи, когда, например, в конкретном приходе храмовый праздник переносится на ближайшее воскресенье).Обязательные праздникиРяд праздников в Католической Церкви относится к числу т. н. «обязательных» праздников (другие названия: «предписанные праздники», или «субграви», от лат. sub gravi poena, обозначающего степень вины того, кто эти праздники не соблюдает). В эти дни каждый католик обязан посетить праздничную мессу. В число таких праздников входят все воскресные дни года, а также 10 торжеств из приведённого ниже списка, хотя местная Епископская конференция может вносить коррективы в этот список, например, некоторые из этих праздников перенести на воскресенье.* 8 декабря — Непорочное Зачатие Девы Марии* 25 декабря — Рождество Христово* 1 января — Пресвятая Дева Мария, Матерь Божия* 6 января — Богоявление* 19 марта — Св. Иосифа Обручника* 40-й день после Пасхи — Вознесение* 60-й день после Пасхи — Пресвятых Тела и Крови Христовых* 29 июня — Свв. апостолов Петра и Павла* 15 августа — Успение (Взятие на Небо) Пресвятой Девы Марии* 1 ноября — Всех Святых
Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.