- Литургический год
-
Литурги́ческий или церко́вный год — совокупность различных событий, воспоминаемых Церковью в течение года. В современной Католической Церкви (латинского обряда) церковный год определяется новым церковным календарём, введённым Папой Павлом VI в motu proprio Mysterii paschalis, опубликованном 14 февраля 1969 года. Основным документом, описывающим правила построения церковного календаря, являются «Общие нормы для литургического года и календаря». В дальнейшем в статье пойдёт речь именно о современном календаре, со ссылками, при необходимости, также на старый, дореформенный календарь.Богослужебные циклыВ Римском обряде, как и во многих других, богослужебный год можно представить в виде ряда вложенных циклов, включающих воспоминания определённых праздников или святых. В частности, в Римском обряде можно выделить следующие циклы:Суточный цикл, то есть, последовательность богослужений, совершаемых в течение суток. Рассмотрение этого цикла выходит за рамки данной статьи, подробнее об этом см. Литургия часов.Недельный цикл. Согласно древней традиции, каждый день недели посвящён какому-либо святому или событию. В традиции Римского обряда сформировались следующие посвящения:* Воскресенье — Христову Воскресению и Святой Троице* Понедельник — Святому Духу и душам в чистилище* Вторник — Святым ангелам* Среда — Святому Иосифу* Четверг — Святым Дарам* Пятница — Страстям Христовым и Его Святому Сердцу* Суббота — Пресвятой Богородице и её Непорочному СердцуВ современной практике из этих посвящений сохранились преимущественно два: пятница, как день воспоминания крестных страданий Господа (в этот день предписывается воздержание от мяса), и воскресенье, как день Воскресения Христа из мертвых. Также может совершаться богослужение в честь Пресвятой Богородицы в субботу.Месячный цикл. Каждый месяц года также имеет в традиционном календаре свои посвящения:* Январь — имени Иисуса* Февраль — Святому Семейству* Март — Святому Иосифу Обручнику* Апрель — Святым Дарам* Май — Пресвятой Богородице* Июнь — Святому Сердцу Иисуса* Июль — Пречистой Крови Христовой* Август — Непорочному Сердцу Богородицы* Сентябрь — Семи скорбям Марии* Октябрь — Розарию Пресвятой Богородицы* Ноябрь — Поминовению усопших* Декабрь — Непорочному ЗачатиюВ современной практике сохранились в основном три из них. Май и октябрь посвящены Пресвятой Богородице (в мае обычно читается Лоретанская литания, а в октябре — розарий), а ноябрь посвящён поминовению усопшихГодичный цикл. Годичный цикл, то есть, последовательность событий, воспоминаемых в течение года, складывается из двух циклов праздников — подвижных и неподвижных. Подробнее о них будет сказано далее. Говоря обобщённо, годичный цикл складывается из нескольких частей (которые в литургических книгах именуются «время» (tempus)) следующим образом:* Адвент — начинается за 4 воскресенья до Рождества* Рождественский период — от Рождества до воскресенья после Богоявления* Рядовой период (tempus per annum) — до начала Великого Поста* Великий пост — от Пепельной среды до Страстной среды* Пасхальное Триденствие — три последних дня Страстной недели и первый день Пасхи выделяются в особое время, именуемое Священное Пасхальное Триденствие* Пасхальный период — от Пасхи до Пятидесятницы* Рядовой период — Рядовой период возобновляется после Пятидесятницы с той недели, на которой он был прерван началом Великого поста.Помимо этого, можно назвать ещё несколько циклов, связанных с богослужебным чтением Писания. Так, чтение Писания на мессе в будние дни определяется двухлетним циклом (чётные и нечётные годы), а в воскресные дни — трёхлетним (годы A, B, C). Чтения на Часе чтений могут совершаться по одно- или двухлетнему циклу. Псалтирь на Литургии часов прочитывается в течение 4-х недель.
Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.