Августинизм

Августинизм
течение в философии и богословии, вдохновленное творчеством Августина. А. безраздельно господствовал в зап. философско-богосл. мысли до сер. XIII в., вначале в форме отдельных положений, в осн. пастырского и аскетически-богосл. характера, принадлежащих выдающимся мыслителям (Клавдиан Маммерт, Кассиодор, Григорий I Великий, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Алкуин, Рабан Мавр), а затем, начиная с Ансельма Кентерберийского, — в более систематическом виде, сильнее затрагивая филос. проблематику (Абеляр, Гуго Сен-Викторский, Пётр Ломбардский). В XIII в. А. развивался и углублялся (Гильом Овернский, Роберт Килуордби, Александр Гэльский, Бонавентура, Роджер Бэкон, Матфей из Акваспарты, Иоанн Пеккам, Петр Оливи, Роджер Марстон). Когда в зап. науке возросло влияние аристотелизма, а Фома Аквинский создал оригинальный философско-богосл. синтез, использовавший аристотелевские концепции, сторонники А. встали в оппозицию к аристотелизму (который, как им казалось, ведет к натурализму и десакрализации), но, тем не менее, сами заимствовали у него некоторые элементы. Как целостная система А. прекратил существование в XIV в., хотя и впоследствии его отдельные аспекты принимались самыми разными мыслителями (Эразм Роттердамский, Декарт, Паскаль, Боссюэ, Бергсон, Шелер, Блондель, Гвардини, де Любак).
Философия. Для А. характерно отсутствие принципиального разделения между философией и богословием, истинами разума и Откровения. Вера и разум взаимно помогают друг другу по формуле «верю, чтобы понимать, и понимаю, чтобы верить» (Ансельм Кентерберийский). А. утверждает необходимость для человеч. познания непосредственного озарения (illuminatio) со стороны Бога и, в отличие от томизма, не приемлет автономии философии по отношению к богословию. А. понимает философию как стремление не просто к познанию истины, но к мудрости в практическом, деятельном понимании, и склоняется к признанию первенства воли и чувственной сферы над интеллектом, этики — над метафизикой, мистики — над рациональным познанием.
Другие положения, типичные для А. XIII в., но так или иначе восходящие к самому Августину, — это актуальное существование первоматерии, присутствие в материи вложенных в нее при творении семенных причин вещей (rationes seminales), отрицание «извечного творения» мира, независимое существование души как отдельной от тела субстанции, непосредственная индивидуация человеч. души, универсальный гилеморфизм, тождество души с ее способностями.
Богословие. Хотя пелагианство было осуждено Эфесским собором 431, а полупелагианство — II Оранжским собором 529, радикальный А. в вопросе о предопределении и соотношении свободы и благодати никогда не был одобрен Церковью. Попытки уточнить учение Августина и споры по этому поводу продолжались в Средние века (Готшальк, Брадвардин, Уиклиф), эта проблема привлекла особое внимание богосл. школы Ордена августинцев-эремитов (Эгидий Римский, Григорий из Римини) и снова приобрела общецерк. актуальность в связи с протест. направлениями (лютеранство, кальвинизм) и янсенизмом.
Решение Августина в вопросе о действенности таинств независимо от достоинства совершающей их личности, высказанное им в полемике с донатистами (донатизм), в Средние века получило подтверждение и развитие. В частности, был признан неизгладимый характер (печать таинства) крещения и священства, благодаря которому эти таинства, совершенные схизматиками, не должны повторяться в случае перехода в католичество. Развитие учения Августина о таинствах было завершено Тридентским собором.
Концепция истории как постепенной реализации Божественного плана спасения, содержащаяся в трактате Августина О Граде Божием, повлияла на экклезиологию Средних веков (Оттон Фрейзингенский и др.). В целом этот трактат интерпретировался в Средние века в духе т.н. полит. А., сторонники которого отождествляли один из «двух градов» Августина с Церковью, а другой — со светским гос-вом, и делали вывод, что Церковь должна руководить гос-вом. Эта концепция, одним из первых сторонников которой был Исидор Севильский, возникла в условиях общественно-полит. хаоса после падения Зап. Рим. империи, когда Церковь играла не только евангелизаторскую роль, но и во многом брала на себя функции гос-ва. Политический А. приводил к смешению задач Церкви и гос-ва (сами императоры приписывали себе дух. власть). С помощью полит. А. теоретики теократии IX–XIII вв. (Римские папы Николай I, Григорий VII, Иннокентий III, а также Иоанн Солсберийский и Эгидий Римский) доказывали право пап вмешиваться в гос. дела во имя торжества справедливости, вплоть до смещения монархов и освобождения их подданных от подчинения им. На деле такое развитие идей Августина противоречило их исходному смыслу. Августин отвергал столь прямолинейную интерпретацию «двух градов».
Наконец, описание Августином своего дух. пути в книге Исповедь, в которой анализируется опыт индивидуальной души, стремящейся к Богу, существенно повлияло на зап. мистику (Бернард Клервоский, Сен-Викторская школа, Экхарт, Таулер) и на автобиографическую лит-ру, связанную с темой обращения (Дж. Ньюмен, Тереза Младенца Иисуса, Т. Мертон).
Лит-ра: Leclercq J. Aux sources de la spiritualitО occidentale. P., 1964; De Lubac H. L’augustinisme et la thОologie moderne. P., 1965; Kornatowski W. Społeczno-polityczna myжl жw. Augustyna. Wwa, 1965; Boyer Ch. Essais anciens et nouveaux sur la doctrine de Saint Augustin. Mi., 1970; Andresen C. Bibliographia Augustiniana. Darmstadt, 1973.
А. Горелов, Е. Зайцев

Католическая энциклопедия. . 2011.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Августинизм" в других словарях:

  • Августинизм — течение в христианской теологии (преимущественно католической и протестантской), находящееся в русле основных идей Аврелия Августина. Никогда не представляло собой чётко оформленной системы. Как правило, для мыслителей августинцев характерно… …   Википедия

  • АВГУСТИНИЗМ — течение в христ. философии, выражающее антиинтеллект., интуитив. традицию. Осн. принципы А.: крайний реализм неоплатонич. толка, признание самодостоверности внутр. опыта, учение о непосредственно переживаемой связи человека с богом, отрицание… …   Атеистический словарь

  • Августинизм —  ♦ (ENG Augustinianism)    взгляды, основанные на учении Августина (354 430) о грехе, спасении, предопределении, человеческой свободе, божественной милости и церкви. В них отдается приоритет воле и любви над интеллектом и знанием. Подчеркиваются… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Augustinianism —  Августинизм …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Свобода воли = С. выбора — (το αύτεξούσιον или το εφ ημίν, liberum arbitrium) от времен Сократа и доселе спорный в филофии и богословии вопрос, который при объективной логической постановке сводится к общему вооросу об истинном отношении между индивидуальным существом и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СХОЛАСТИКА — (греч. schola ученая беседа, школа и лат. scholastica ученый) интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую… …   История Философии: Энциклопедия

  • СХОЛАСТИКА — (греч. schola ученая беседа, школа и лат. scholaslica ученый) интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую… …   Новейший философский словарь

  • ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — представление, распространяемое представителями религиозных монотеистических учений, согласно которому деятельность и судьба людей всецело определяются волей Бога. Центральное место это представление занимает в религиозной философии истории. В… …   Философская энциклопедия

  • Пелагий — В Википедии есть статьи о других людях с именем Пелагий (значения). Пелагий, еретик. Из кальвинистской книги XVII века …   Википедия

  • Личная свобода — Свобода воли = Свобода выбора (греч. το αύτεξούσιον или το εφ ημίν, лат. liberum arbitrium) от времён Сократа и доселе спорный в философии и богословии вопрос о том обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками. Содержание …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»