- йогачара
- (практика йоги), виджнянавада (доктрина сознания), Дхармалакшана — школа махаяны, стоящая на позициях крайнего идеализма. Возникла в Индии примерно во 2 в., ее расцвет в 4-5 вв. связан с именами братьев Асанги и Васубандху. Свое название школа получила по названию трактата «Йогачара-бхуми-шастра» («Наука о ступенях йогической практики»). Последователями этой школы были Ашвагхоша, а также Дигнага и Дхармакирти в нач. их деятельности. Краеугольным камнем учения йогачаров являлось отрицание реальности внешнего мира (реальность есть не более чем образы, получаемые монахом во время медитации) и сведение всех элементов-дхарм к модусам единого индивидуального сознания-сокровищницы (см. Алая-виджняна), являющегося ступенью в эволюции абсолютной реальности, таковости (татхата), в к-рой оно пробуждается. Поэтому последователи этой школы придавали большое значение интроспекции и йогической практике, к-рая должна была помочь заменить ложные воззрения неискушенных людей интуицией абсолютной реальности. Йогачары считали дхармы изначально покоящимися, что давало им основания рассматривать нирвану как реальность, а сансару, в к-рой дхармы движутся, считать нереальной. Модифицировали они и хинаянистическую концепцию трех тел Будды (см. Трикая). Примерно в 9 в. школа И. разделилась на две подшколы: агаманусарино — виджнянавада — последователей Асанги и ньяянусарино-виджнянавада — последователей Дигнаги. В первой занимались интерпретацией абхидхармы, во второй перенесли акценты с абхидхармы на теорию познания и разрабатывали гносеологич. и логич. проблемы. В 7 в. учение Йогачаров проникает в Китай благодаря Сюаньцзану и образует концептуальный базис школы Фасян-цзун, основанной его учеником. В Японии эта школа появляется под названием Хоссо-сю. — Н. А. Канаева
Буддизм. Словарь. — М.: Республика. Н. Л. Жуковская, В. И. Корнев . 1992.