Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах

Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах
Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное — Авиценна) (980, с. Афшана, близ Бухары, — 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и везира при различных правителях. Главные философские труды — «Книга исцеления» (в сокращённом изложении — «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений»,« Книга знания» (на языке фарси).

Философия И. С. продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти — онтологической концепции неоплатонизма. И. С. отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога — «первой причины» (ср. «Единое» Плотина), из которого в иерархическом порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер.

Т. о., «универсальный разум» и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отдельные разумы и души согласно аристотелевской космологической схеме. Один бог, по И. С., обладает абсолютным существованием, всё же остальное само но себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления.

Мусульманские богословы (в частности, Газали) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно-научные трактаты И. С. пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий.

А. В. Сагадеев.


Сохранились немногочисленные стихи И. С. на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества — вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов И. С. — афористичность, простота художественно-изобразительных средств. Б. ч. его стихов на фарси написана в форме рубай. В своеобразных философских повестях «Живой, сын Бодрствующего», «Послание о птице», «Саламан и Абсал» И. С. излагает свои идеи и взгляды в форме развёрнутой аллегории. Выступал и как теоретик литературы — в комментариях к «Поэтике» Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов арабского поэта Ибн ар-Руми. Большую роль в становлении классического фарси как литературного языка сыграли научные сочинения И. С., прежде всего «Даниш-наме». И. С. оказал влияние на классическую иранскую литературу, в меньшей мере — на арабскую, узбекскую и отчасти средневековую еврейскую литературы. С его повестью «Живой, сын Бодрствующего» некоторые исследователи связывают сюжет «Божественной комедии» Данте.

И. И. Михайлов.


Важнейшее медицинское сочинение И. С. «Канон медицины» — медицинская энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность и многократно переводилось на многие европейские языки. «Канон врачебной науки» — итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока. В «Каноне» излагаются теоретические основы медицины — взгляды автора на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. И. С. выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях «лихорадочных» (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Описанные И. С. клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. «Канон» оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира.

Б. Д. Петров.


Соч.: Диван, Тегеран, 1957; в рус. пер. — Четверостишия, «Литературный Таджикистан», 1953, кн. 5; Канон врачебной науки, кн. 1—5, Таш., 1954—60; Данишнамэ, [Душанбе], 1957; Математические главы «Книги знания», Душанбе, 1967; О душе, в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9—14 в., М., 1961, с. 215-86.


Лит.: Ибн Сина. Материалы научной сессии АН УзССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн Сины, Таш., 1953; Семенов А. А., Абу Али Ибн Сина (Авиценна), 2 изд., [Душанбе], 1953; Терновский В. Н., Ибн Сина (Авиценна), М., 1969 (библ. с. 183—89); Corbin Н., Avicenneet ie récit visionnaire, v. 1, 2 éd., Téhéran — P., 1954; Goishon A.-M., La philosophie d'Aviceiine et son influence en Europe médiévale, 2 éd., P.,1951; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., 1958; Anawati G. C., Essai de bibliographie d▓Avicenna, Cairo, 1952.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах" в других словарях:

  • Ибн Абдаллах Ибн Сина, Абу Али Хусейн — Ибн Сина Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا  abu ali hossein ebn e abdâllah ebn e sinâ), Ибн Сина (перс. بن سینا  ebn e sinâ  отсюда «Авиценна»; Афшани близ Бухары, 16 августа 980  Хамадан, 18 июня 1037) … …   Википедия

  • ИБН СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах — (латиниэир. Авиценна) (ок. 980 1037) ср. азиатск. ученый философ и врач. Мир, по его учению, возникает путем эманации («истечения») из божества, но не по воле бога, а в силу непреложной необходимости. Бог безличен; мир материален и так же вечен,… …   Атеистический словарь

  • Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина — Ибн Сина Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا  abu ali hossein ebn e abdâllah ebn e sinâ), Ибн Сина (перс. بن سینا  ebn e sinâ  отсюда «Авиценна»; Афшани близ Бухары, 16 августа 980  Хамадан, 18 июня 1037) … …   Википедия

  • ИБН СИНА Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах, — латинизированное Авиценна (980 1037) ученый энциклопедист, врач и философ, представитель восточного аристотелизма. Эстетические, как и общефилософские, идеи И. С. в значительной мере являются продолжением соответствующих концепций Фараби. В… …   Эстетика: Словарь

  • ИБН СИНА — Абу Али Хусейн Абдаллах (латинизир. Авиценна (Avicenna)) (980 1037) философ, ученый, врач, представитель восточного перипатетизма. На мусульманском Востоке был известен под именем «аш Шейх ар Раис» («Первый мудрец») и «Худжат аль Хак» («Авторитет …   Философская энциклопедия

  • ИБН СИНА — (латинизир. Авиценна Avicenna,) (ок. 980 1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ибн Сина (Авиценна) (Avicenna) — Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное Авиценна) (Avicenna) (ок. 980 1037) Персидский ученый, философ, врач, поэт, музыкант, математик, представитель восточного аристотелизма. Родился Ибн Сина в селе Афшана, близ Бухары. Жил в… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Пик Абу Али ибн Сины — (до 1928 г. пик Кауфмана, до 2006 г. пик Ленина) одна из высочайших вершин Центральной Азии, находящаяся в горной системе Памира. Впервые эта вершина была обнаружена и описана в 1871 г. выдающимся русским географом и путешественником А. П. Федчен …   Судьба эпонимов. Словарь-справочник

  • Ибн Сина — Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина Дата рождения: 16 августа 980(0980 08 16) Место рождения: с. Афшана …   Википедия

  • Ибн Сина — [латинизир. Авиценна, (Avicenna)] (около 980  1037), учёный, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»