- Зоопсихология
-
психология животных, отрасль психологии (См. Психология), изучающая психику животных, её проявления, происхождение и развитие в онто- и филогенезе. Важная задача З. — изучение биологических предпосылок и предыстории человеческого сознания. З. тесно связана с экологией (См. Экология), этологией (См. Этология), нейрофизиологией, физиологией высшей нервной деятельности и органов чувств и др. науками. Зоопсихологические исследования имеют большое значение не только для др. разделов психологии, особенно сравнительной психологии (См. Сравнительная психология), но и для теории познания, антропологии (биологические предпосылки антропогенеза) и др. наук, а также для практики животноводства, звероводства, служебного собаководства, цирковой дрессировки и т.д.Психическим способностям животных уделяли много внимания уже античные мыслители. Зарождение в конце 18 — начале 19 вв. научной З. связано с именами французских учёных Ж. Л. Бюффона и Ж. Б. Ламарка, а позже — Ч. Дарвина (Великобритания). В конце 19 — начале 20 вв. в европейской и американской З. преобладали антропоморфические идеалистические и вульгарно-материалистические взгляды на психическую деятельность животных. Развитию З. способствовали французские учёные Ж. Фабр, изучавший насекомых, Ж. Лёб (теория тропизмов), американские учёные Э. Л. Торндайк (проблема научения (См. Научение) у животных), Р. Йеркс (психика человекообразных обезьян, развитие психики и др.), Ф. Я. Бёйтендейк (Нидерланды; проблема инстинкта и научения), немецкие учёные В. Кёлер (исследование интеллекта человекообразных обезьян), В. Фишель (проблемы научения, высших психических способностей у животных); К. Фриш (Австрия; зрение у насекомых и др.), Г. Хедигер (Швейцария; врождённое поведение, изменение поведения животных в процессе общения с человеком) и др. В России основоположниками научного изучения психической активности животных были К. Ф. Рулье и В. А. Вагнер, положившие в 19 в. начало материалистическому эволюционному направлению в З. Это направление получило дальнейшее развитие в трудах советских учёных Н. Н. Ладыгиной-Коте, В. М. Боровского, Д. Н. Кашкарова, Н. Ю. Войтониса, Г. З. Рогинского и др. советских зоопсихологов, занимавшихся преимущественным изучением психики приматов в плане выяснения биологических предпосылок антропогенеза, возникновения и развития человеческого сознания (манипулирование, орудийная деятельность как биологическая основа зарождения трудовой деятельности, научение, навыки и интеллект — особенно у человекообразных обезьян, стадность у обезьян, в частности общение и подражание как предпосылки зарождения общественной жизни и языка человека).Современное материалистическое понимание психики животных исходит из диалектического единства поведения и психики и основано на строго объективном анализе деятельности животных с учётом экологических, физиологических особенностей изучаемого вида.Лит.: Вагнер В. А.. Биологические основания сравнительной психологии, т. 1—2, СПБ — М., 1910—13; его же, Возникновение и развитие психических способностей, в.1—9, Л.,1924—29; Северцов А. Н., Эволюция и психика, Собр. соч., т. 3, М. — Л., 1945; Ладыгина-Коте Н. Н., Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958; Тинберген Н., Поведение животных, пер. с англ., М., 1969; Фабри К. Э., В. А. Вагнер и современная зоопсихология, «Вопросы психологии», 1969, № 6.К. Э. Фабри.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.