Гармония (музык.)

Гармония (музык.)
Гармония, выразительные средства музыки, основанные на объединении музыкальных звуков в созвучия и последованиях созвучий в условиях лада и тональности. Важнейшее значение в Г. имеют аккорды созвучия, звуки которых расположены или могут быть расположены по терциям. Терцовое построение аккордов опирается на естественные акустические предпосылки, в первую очередь на натуральный звукоряд (порой применяются и др. принципы построения аккордов, например квартовый). В последованиях аккордов выявляются их ладовые функции (см. Функции ладовые)-, некоторые воспринимаются как устойчивые (центральный аккорд лада, определяющий тональность, тоника), другие — как неустойчивые (группы доминанты и субдоминанты). Логика ладофункционального движения сочетается в последованиях аккордов с естественностью движения составляющих их голосов (голосоведение). Аккорды и их последования не только подчиняются ладофункциональным закономерностям, но и обладают своими колористическими (фоническими) качествами. Однако выразительность Г. зависит от всех элементов музыкального языка, и в первую очередь от мелодии. Со своей стороны, Г. влияет на восприятие мелодии (см. Гармонизация). Г. участвует в созидании музыкальной формы. В построении различных форм существенно значение многих гармонических средств, например каденций, модуляций, соотношения и последования тональностей.

Особенности гармонического языка составляют один из компонентов музыкального стиля — как стиля творчества какого-либо композитора, так и стиля, понимаемого в качестве более широкой музыкально-исторической категории.

Истоки Г. профессиональной музыки лежат в народном музыкальном искусстве. С течением времени Г. постепенно и всесторонне обогащается. При этом эволюция разных сторон Г. происходит неодинаковыми темпами. Так, развитие в области аккордики протекает быстрее, чем в области ладовых функций. Необходимым условием существования Г. на всех этапах её развития остаётся лад, проявления которого гибки, широки и изменчивы. Примерно с начала 17 в. наблюдался значительный прогресс в области Г. Важнейший этап развития Г. связан с музыкой венских классиков. В особенности пышный расцвет Г. переживает в 19 в. Это время ознаменовалось гармоническими нововведениями Л. Бетховена и композиторов-романтиков, выдвижением национальных музыкальных школ, в частности русской музыкальной классики. Одна из ярких глав эволюции Г. — музыкальный импрессионизм. Современный период развития Г. характеризуется своими достижениями, в частности в современной музыке.

Учение о Г. представляет собой один из основных разделов музыкознания. Основополагающее значение для этого учения, в современном понимании, имели труды Ж. Ф. Рамо, а в последующее время — Х. Римана, Э. Курта и др. В нашей стране ещё до появления трудов Римана большой вклад в разработку учения о Г. внесли П. И. Чайковский и Н. Л. Римский-Корсаков. Многое здесь сделано и в сов. время. Важнейшим направлением в учении о Г. является ладофункциональная теория (см. Функциональная школа). Г. как учебный предмет входит в основу профессионального музыкального образования.


Лит.: Чайковский П., Руководство к практическому изучению гармонии, Полн. собр. соч., т. Ill а, М., 1957; Римский-Корсаков Н., Практический учебник гармонии, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Риман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, пер. с нем., М., 1896; Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 1—2, М., 1924—25; Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц.. М., 1932; Учебник гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. и Привано Н., Теоретические основы гармонии, 2 изд., М., 1965; их же. Учебник гармонии, 2 изд., М., 1964; Берков В., Гармония. Учебник, 2 изд., М., 1970; Скребков С., Гармония в современной музыке, М., 1965; Rameau I. Ph., Traite de l'harmonie reduite á ses principes naturels, N. Y., [1965]; Koechlin Ch., Traite de l'harmonie, т. 1—3, P., 1928—30.

В. О. Берков.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Гармония (музык.)" в других словарях:

  • АККОРДЕОН — Музыкальный инструмент, изобретенный Дамианом в Вене в 1829 году. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. АККОРДЕОН гармоника, муз. инструмент, изобретенный Дамианом …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Музыка — В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КОМПОЗИЦИЯ — всякое музыкальное произведение; под этим словом подразумевается также искусство музыкального творчества, требующее специального дарования – композиторского таланта ; школа ( наука о композиции ) может, конечно, дать таланту развитие, но… …   Музыкальный словарь Римана

  • ОБЩЕСТВА МУЗЫКАЛЬНЫЕ В РОССИИ — Первое место среди них занимает. Русское Музыкальное О., с 1873 получившее титул Императорского; основано в СПБ. в 1859 (утверждено 1 мая) и возникло из симфонического общества (учрежд. 1840, фактически существовало до 1851) и симфонических… …   Музыкальный словарь Римана

  • ЛИТЕРАТУРА ПО МУЗЫКЕ — (исследования, биографии, критика и т.п.) развивалась в России параллельно с музык. жизнью. Прочные корни стала она пускать лишь с 60 х годов 19 в., когда Серов положил основание русской музык. критике, а братья Рубинштейны, основатели двух… …   Музыкальный словарь Римана

  • ИВАНОВ — 1) Николай Кузьмич, знаменитый тенор, род. 10 окт. 1810 в Полтав. губернии, ум. 7 июля 1880 в Болонье. Мальчиком взят был Ф. Львовым в набор для Импер. певческой капеллы, где голос его обратил на себя внимание. В 1830 на казенный счет отправился… …   Музыкальный словарь Римана

  • Иванов, Михаил Михайлович — музыкальный критик и композитор; род. в Москве в 1849 г. Окончив курс в СПб. технологическом институте, И. посвятил себя изучению музыки, был учеником П. И. Чайковского, занимался под руководством Ф. Листа. Заведуя музыкальным отделом в газете… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Кюи, Цезарь Антонович — военный инженер, генерал майор, заслуженный профессор фортификации в академиях Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Генерального штаба, композитор и музыкальный критик; род. в 1835 г.; ученик Монюшко. Впервые выступил в качестве …   Большая биографическая энциклопедия

  • МЕТРИКА — ; в поэзии так называется учение о размере стихов (метр), которое уже теоретиками древней Греции применено было и к музыкальному ритму (Аристоксен). В последнее время возник взгляд на музык. ритм, как на нечто совершенно самостоятельное, имеющее… …   Музыкальный словарь Римана

  • НАУКА О МУЗЫКЕ — Музыка сделалась предметом серьезного научного изучения гораздо позже других искусств; даже и теперь приходится еще бороться ей за равноправность со своими сестрами в официальных рассадниках науки, как это видно из сравнительно малого числа… …   Музыкальный словарь Римана


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»