Акварель

Акварель
(франццузское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua — вода)
        краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной А. (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая А. (без примеси белил) стала широко применяться в начале 15 в. Её основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко — шёлка слоновой кости), чистота цвета. А. совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приёмы А. — размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. А. бывает монохромной: сепия (коричневая краска), Бистр, «чёрная А.», тушь. В А., выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.
         В 15—17 вв. А. служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение А. отчасти сохранилось и до настоящего времени в архитектурных рисунках и др.). Известны отдельные самостоятельные А. — пейзажи А. Дюрера, голландских и фламандских художников 17 в. Со 2-й половины 18 в. А. стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, т.к. быстрота работы А. позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и др. в Англии). Их неяркие по цвету пейзажи (на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами) повлияли на масляную живопись того времени, способствуя высветлению и облегчению колорита. В 18 в. А. распространяется также во Франции (О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. А. Алексеева, М. М. Иванова). В связи со стремлением к передаче материальности, пластичности формы в Италии возникла во 2-й четверти 19 в. манера плотной, многослойной живописи А. по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются рефлексы и цветные тени. В этой манере работали К. П. Брюллов и А. А. Иванов. Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В 19 в. к А. обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель; продолжается расцвет английской школы А. (У. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др.). У многих художников А. обладают большей живостью и свежестью, чем картины маслом; это различие значительно стирается в конце 19 в. у неоимпрессионистов — П. Синьяка и др. (А. которых присущи лёгкость и светоносность, сочетание чистых и ярких пятен цвета с белизной бумаги). В конце 19 — начале 20 вв. А. всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т.д. (например, в работах Вал. А. Серова, художников «Мира искусства» (См. Мир искусства)). В 20 в. А. привлекает многих художников, которые стремятся к импульсивной эмоциональности цвета, — представителей Экспрессионизма, А. Матисса (А. которого отличаются солнечностью и жизнерадостностью колорита) и др.
         Советской А. свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом чёрной А.) В. В. Лебедева, Н. Н. Купреянова, Н. А. Тырсы, Кукрыниксов. Живописная свобода энергично положенных ярких красочных пятен свойственна пейзажам П. П. Кончаловского, богатство оттенков приглушённого цвета, прозрачность жидких, лёгких мазков — портретам А. В. Фонвизина. Тонко воссоздают состояние цвета и освещения в природе отличающиеся богатством тональных нюансов пейзажные акварели С. В. Герасимова. Обобщенностью рисунка и цвета, чёткостью ритма характеризуются А. латышских художников 1960-х гг.
         Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, [6-е изд.], М. — Л., 1950; Фармаковский М. В., Акварель, её техника, реставрация и консервация, Л., 1950; Ревякин П. П., Техника акварельной живописи, М., 1959.
         О. В. Мамонтова.
        Акварель. К. П. Брюллов. «Пляска перед остерией в Риме» («Праздник сбора винограда»). 1827. Третьяковская галерея. Москва.
        Акварель. К. П. Брюллов. «Пляска перед остерией в Риме» («Праздник сбора винограда»). 1827. Третьяковская галерея. Москва.
        Акварель. Р. К. Бем. «Морской город — Рига» (из цикла «У Рижского залива»). 1965.
        Акварель. Р. К. Бем. «Морской город — Рига» (из цикла «У Рижского залива»). 1965.
        П. Ф. Соколов. Портрет А. О. Витали, жены скульптора И. П. Витали.1838. Третьяковская галерея. Москва.
        П. Ф. Соколов. Портрет А. О. Витали, жены скульптора И. П. Витали.1838. Третьяковская галерея. Москва.
        М. А. Врубель. «Венеция». 1892. Частное собрание. Ленинград.
        М. А. Врубель. «Венеция». 1892. Частное собрание. Ленинград.
        П. П. Кончаловский. «Петергоф». 1931. Частное собрание. Москва.
        П. П. Кончаловский. «Петергоф». 1931. Частное собрание. Москва.
        А. В. Фонвизин. «Сын». 1940. Собственность автора.
        А. В. Фонвизин. «Сын». 1940. Собственность автора.
        У. Келлоу. «Большой канал в Венеции». 1841. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        У. Келлоу. «Большой канал в Венеции». 1841. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        С. В. Герасимов. «Барвиха». 1961. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        С. В. Герасимов. «Барвиха». 1961. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Акварель" в других словарях:

  • Акварель —         (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной акварелью (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем… …   Художественная энциклопедия

  • акварель — и, ж. aquarelle f. 1791. Лексис.1. Художественные краски, легко разводимые водой. БАС 2. В кабинете висели несколько портретов <рысака>, написанных масляными красками и акварелью. Герц. Былое. Что для них и сами эти барыни, умеющие делать… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АКВАРЕЛЬ — (ит. aquarello, от лат. aqua вода). Живопись водяными красками на бумаге; а также самая картина писанная акварельными красками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКВАРЕЛЬ живопись водяными красками.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Акварель — (Zhovkva,Украина) Категория отеля: Адрес: Вокзальная Улица 14а, Zhovkva, 80300, Украина …   Каталог отелей

  • Акварель — (Тверь,Россия) Категория отеля: Адрес: Переулок Трудолюбия 36, Тверь, Россия, Опис …   Каталог отелей

  • акварель — См …   Словарь синонимов

  • Акварель — (итальян. aquarello или aquatento, франц. aquarelle,английс. painting in water colours, немец. Wasserfarbengemalde,Aquarellmalerei) означает живопись водяными красками. Акварельнаяживопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • АКВАРЕЛЬ — АКВАРЕЛЬ, акварели, жен. (франц. aquarelle). 1. только ед. Краски, разводимые в воде. 2. Картина, нарисованная этими красками (живоп.). Выставка акварелей. || собир. Собрание таких картин (спец.). Отделение акварели в музее. 3. только ед.… …   Толковый словарь Ушакова

  • АКВАРЕЛЬ — (французское aquarelle, от латинского aqua вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Отличается свежестью и прозрачностью красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего… …   Современная энциклопедия

  • АКВАРЕЛЬ — (франц. aquarelle от лат. aqua вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета …   Большой Энциклопедический словарь

  • АКВАРЕЛЬ — АКВАРЕЛЬ, и, жен. 1. собир. Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде. Писать акварелью. 2. Картина, написанная такими красками. Выставка акварелей. | прил. акварельный, ая, ое. Акварельные тона (мягкие, нежные). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»