Акварель это:

Акварель
Акварель
        (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua - вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной акварелью (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV в. Её основные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шёлка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приёмы акварели - размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.         

В XV-XVII вв. акварель служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение акварели отчасти сохранилось и ныне в архитектурных рисунках и др.). Со второй половины XVIII в. акварель стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и другие в Великобритании). Их неяркие по цвету пейзажи были исполнены на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами. В XVIII в. акварель распространяется также во Франции (Ж. О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. Я. Алексеева, М. М. Иванова). Во второй четверти XIX в. в Италии возникла манера плотной, многослойной живописи акварелью по сухой бумаге; для этой манеры характерны звучные контрасты света и тени, цвета и белого фона бумаги (так работали, в частности, К. П. Брюллов и А. А. Иванов). Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова - с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В XIX в. в технике акварели плодотворно работали Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни во Франции, А. Менцель в Германии, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель в России и др.; продолжался расцвет английской школы акварели (Р. Бонингтон, Дж. С. Котмен, У. Кэллоу, У. Тёрнер и др.). К акварели охотно обращались представители неоимпрессионизма (П. Синьяк и др.). В конце XIX - начале XX вв. акварель всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т. д. (В. А. Серов, художники "Мира искусства"). В XX в. акварель привлекает многих представителей экспрессионизма, А. Матисса и других мастеров.         

Советской акварели свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом монохромной "чёрной акварелью") Кукрыниксов, Н. Н. Купреянова, Н. А. Тырсы, Д. А. Шмаринова, живописная свобода, многообразие тональных нюансов и колористических решений - работам С. В. Герасимова, П. П. Кончаловского, А. В. Фонвизина и др.



А. В. Фонвизин.
А. В. Фонвизин. "Сын". 1940. Собственность семьи автора.

Литература: М. В. Фармаковский, Акварель, ее техника, реставрация и консервация, Л., 1950; А. К. Кальнинг, Акварельная живопись, М., 1968; Reynolds G., A concise history of watercolours, L., 1978.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
акваре́ль
(от лат. aqua – вода), особая техника, занимающая промежуточное положение между живописью и графикой. Художник-акварелист работает водорастворимыми красками по бумаге или картону. Связующим веществом в акварельных красках является гуммиарабик. Акварельные краски легко смешиваются с водой, растекаются по поверхности бумаги, требуют большой осторожности в работе. Белый фон бумаги в акварельной технике изображает свет и пространство, что является особенностью графических техник. Водорастворимыми красками работали художники Древнего Египта и Китая, средневековые миниатюристы и художники эпохи Возрождения (Ж. Фуке во Франции, А. Дюрер в Германии). Акварель долгое время использовали как вспомогательную технику для подкрашивания гравюр и рисунков. С 16 в. она становится популярной в самых разных странах. Блестящими акварелистами были французские художники 18 в. О. Фрагонар и Г. де Сент-Обен. В 18–19 вв. акварель переживает небывалый расцвет в Англии, становится её своеобразной «национальной техникой» (Д. Констебл, У. Тёрнер).

Д. М. У. Тёрнер. «Тёмная река». Акварель. 1832 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Д. М. У. Тёрнер. «Тёмная река». Акварель. 1832 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

 
Английские акварелисты не применяли белила, краски накладывались прозрачным слоем, сквозь который просвечивала бумага. В местах самых сильных бликов бумага оставалась нетронутой в своей белизне. Главное изобретение английской классической акварели – увлажнение бумаги. Краски растекаются по поверхности сырой бумаги, образуя эффектные расплывчатые пятна, чудесно передающие туманные дали, облака. Эту особенность акварели У. Тёрнер впервые использовал как художественный приём. Русские художники первой пол. 19 в. (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. Ф. Соколов и др.) работали акварелью более сухо и строго.

А. П. Брюллов. «Портрет Е. П. Бакуниной». Акварель. 1830—32 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва
А. П. Брюллов. «Портрет Е. П. Бакуниной». Акварель. 1830—32 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Сначала художник осторожно накладывал первый слой краски, обозначая основные цветовые и тоновые отношения. Следующий слой можно было наложить лишь тогда, когда высохнет предыдущий. В классической русской акварели в одном пятне никогда не смешивались разные цвета. Художники второй пол. 19 в. (И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель), напротив, подчёркивали в своих работах текучесть и светоносность акварельных красок. Мастера «Мира искусства» и В. А. Серов часто пользовались смешанной техникой, соединяя акварель с гуашью и темперой.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Синонимы:

Смотреть что такое "Акварель" в других словарях:

  • акварель — и, ж. aquarelle f. 1791. Лексис.1. Художественные краски, легко разводимые водой. БАС 2. В кабинете висели несколько портретов <рысака>, написанных масляными красками и акварелью. Герц. Былое. Что для них и сами эти барыни, умеющие делать… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АКВАРЕЛЬ — (ит. aquarello, от лат. aqua вода). Живопись водяными красками на бумаге; а также самая картина писанная акварельными красками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКВАРЕЛЬ живопись водяными красками.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Акварель — (Zhovkva,Украина) Категория отеля: Адрес: Вокзальная Улица 14а, Zhovkva, 80300, Украина …   Каталог отелей

  • Акварель — (Тверь,Россия) Категория отеля: Адрес: Переулок Трудолюбия 36, Тверь, Россия, Опис …   Каталог отелей

  • акварель — См …   Словарь синонимов

  • Акварель — (итальян. aquarello или aquatento, франц. aquarelle,английс. painting in water colours, немец. Wasserfarbengemalde,Aquarellmalerei) означает живопись водяными красками. Акварельнаяживопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • АКВАРЕЛЬ — АКВАРЕЛЬ, акварели, жен. (франц. aquarelle). 1. только ед. Краски, разводимые в воде. 2. Картина, нарисованная этими красками (живоп.). Выставка акварелей. || собир. Собрание таких картин (спец.). Отделение акварели в музее. 3. только ед.… …   Толковый словарь Ушакова

  • АКВАРЕЛЬ — (французское aquarelle, от латинского aqua вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Отличается свежестью и прозрачностью красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего… …   Современная энциклопедия

  • АКВАРЕЛЬ — (франц. aquarelle от лат. aqua вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета …   Большой Энциклопедический словарь

  • АКВАРЕЛЬ — АКВАРЕЛЬ, и, жен. 1. собир. Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде. Писать акварелью. 2. Картина, написанная такими красками. Выставка акварелей. | прил. акварельный, ая, ое. Акварельные тона (мягкие, нежные). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Акварель, Владимир Краснов. Герои повести Владимира Краснова Акварель. Исповедь счастливого человека счастливы сегодня, сейчас, сию минуту Счастливы, несмотря на то, что встретились поздно, на краю золотой осени, той… Подробнее  Купить за 1989 грн (только Украина)
  • Акварель, Армфельд, Джина Росси. Автор дает более двух десятков развернутых примеров создания акварельных работ - от первого линейного наброска до полной завершенности, предлагает упражнения на создание фона, размещение… Подробнее  Купить за 797 руб
  • Акварель, Элвин Крошоу. Пособие поможет вам развить свои творческие способности, освоить необходимые навыки и одолеть технические трудности в работе с акварельными красками. Книга написана и проиллюстрирована… Подробнее  Купить за 230 руб
Другие книги по запросу «Акварель» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»