Московский автомобильный завод

Московский автомобильный завод
I Моско́вский автомоби́льный заво́д
        им. Ленинского комсомола (АЗЛК) (бывший Московский завод малолитражных автомобилей, МЗМА), головное предприятие автомобильного производственного объединения «Автомосквич», в состав которого входит также строящийся в г. Кинешме (Ивановская область) завод автозапчастей. Выпускает легковые автомобили «Москвич-412» с кузовом седан и его основные модификации: «Москвич-427» с универсальным грузопассажирским кузовом и «Москвич-434» с кузовом фургон. Строительство завода началось в 1929 и вскоре было объявлено комсомольской стройкой. 6 ноября 1930 завод вступил в строй. Первоначально это был автосборочный завод им. КИМ, являвшийся филиалом Нижегородского автозавода, первым в СССР специализированным предприятием для массовой сборки легковых и грузовых автомобилей. В 1938—39 перед заводом была поставлена задача спроектировать и освоить производство легковых малолитражных автомобилей для индивидуального пользования. Первые образцы этих автомобилей КИМ-10 изготовлены к 1 мая 1940. К июню 1941 выпущено 500 таких автомобилей. В 1947 после реконструкции завода начато массовое производство легковых малолитражных автомобилей «Москвич». Всего выпущено свыше 50 моделей и модификаций этого автомобиля. В 1973 заводом выпущено 136,5 тыс. автомобилей «Москвич» (1,5 тыс. в 1947, 50 тыс. в 1957). В 1968 в честь 50-летия ВЛКСМ заводу присвоено имя Ленинского комсомола. Завод награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966).
         В. П. Коломников.
II Моско́вский автомоби́льный заво́д
        им. И. А. Лихачёва (ЗИЛ), с 1971 головное предприятие крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР, в состав которого входят ещё 9 специализированных заводов, расположенных в Москве и др. городах страны. Выпускает грузовые автомобили (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131) и легковые автомобили высшего класса (ЗИЛ-114, ЗИЛ-117), бытовые электрохолодильники, двигатели, запчасти к автомобилям, специальное и нестандартное оборудование, а также все виды оснастки для собственных нужд. Завод основан в 1916 «Товариществом на паях автомобильного московского завода “АМО”». До Октябрьской революции 1917 на заводе производилась сборка автомобилей из импортных частей. 28 июня 1918 был национализирован. В этот день на митинге рабочих завода выступил В. И. Ленин. До 1924 завод осваивал производство автомобильных двигателей, занимался ремонтом автомобилей и проводил подготовку к выпуску грузовых автомобилей. 7 ноября 1924 первые 10 полуторатонных автомобилей АМО-Ф-15, созданных из отечественных материалов, прошли во главе колонны демонстрантов по Красной площади в Москве.
         С 1956 завод носит имя И. А. Лихачёва, который был его директором в течение 25 лет.
         На заводе проведено несколько технических реконструкций. Большие работы по техническому перевооружению осуществлены в 60-х гг., что связано с организацией производства грузовых автомобилей ЗИЛ-130, массовый выпуск которых начат в декабре 1964. С 1924 по 1964 выпущено большое число различных моделей грузовых и легковых автомобилей и автобусов, в том числе грузовые автомобили ЗИС-5, ЗИС-6, ЗИС-150, ЗИС-151, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164, легковые — ЗИС-101, ЗИС-110, автобусы ЗИС-8, ЗИС-16, ЗИС-154, ЗИЛ-155, ЗИЛ-158. В начале Великой Отечественной войны 1941—45 значительная часть оборудования и кадров завода была эвакуирована на восток страны, где возникли крупные автомобильные заводы. Оставшиеся в Москве рабочие производили боеприпасы и вооружение для фронта, а с июня 1942 возобновили производство грузовых автомобилей.
         На заводе работают сотни автоматических линий, что позволило полностью автоматизировать обработку тяжёлых корпусных деталей. Все основные агрегаты автомобилей собираются на конвейерах.
         Повышение технического уровня производства и непрерывная работа по совершенствованию конструкции автомобилей и холодильников позволили значительно улучшить качество и увеличить выпуск продукции. В 1973 производство грузовых автомобилей выросло по сравнению с 1965 на 75,2%, запасных частей к автомобилям — более чем в 2 раза. На заводе развито социалистическое соревнование. На 1 сентября 1973 29 цехам и отделам присвоено звание коллектива и 33 тыс. чел. — звание ударника коммунистического труда. Награждён 3 орденами Ленина (1942, 1949, 1971) и орденом Трудового Красного Знамени (1944).
         В. В. Битков.
        Главный конвейер сборки автомобилей ЗИЛ-130.
        Главный конвейер сборки автомобилей ЗИЛ-130.
        Конвейер сборки двигателей автомобиля ЗИЛ-130.
        Конвейер сборки двигателей автомобиля ЗИЛ-130.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Московский автомобильный завод" в других словарях:

  • Московский автомобильный завод им. Ленинского комсомола — (АЗЛК) (бывший Московский завод малолитражных автомобилей, МЗМА), головное предприятие автомобильного производственного объединения «Автомосквич», в состав которого входит также строящийся в г. Кинешме (Ивановская область) завод автозапчастей.… …   Большая советская энциклопедия

  • Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева — Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачёва (ЗИЛ), с 1971 головное предприятие крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР, в состав которого входят ещё 9 специализированных заводов, расположенных в Москве и др …   Большая советская энциклопедия

  • Московский автомобильный завод — МОСКÓВСКИЙ АВТОМОБИ́ЛЬНЫЙ ЗАВÓД им. И. В. Сталина (ЗИС; с 1956 – им. И. А. Лихачёва, ЗИЛ), осн. в 1916 как з д АМО. В 1940 з д выпускал 188, в 1 м квартале 1941 – 209, в июне 1941 – 237 автомобилей в день. С нач. войны наряду с… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Московский нефтеперерабатывающий завод — Аварийный сброс газа, произошедший на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) в минувшее воскресенье, практически не сказался на экологии столицы, сообщил РИА Новости в понедельник специалист государственного природоохранного предприятия… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Уральский автомобильный завод —         предприятие автомобильной промышленности СССР. Находится в г. Миассе Челябинской обл. Основан в 1941 на базе эвакуированных цехов Московского автомобильного завода (См. Московский автомобильный завод) им. И. А. Лихачева. 8 июля 1944 с… …   Большая советская энциклопедия

  • Ульяновский автомобильный завод —         им. В. И. Ленина, головное предприятие производственного объединения АвтоУАЗ автомобильной промышленности СССР. Образовано в 1942 на базе эвакуированной части оборудования Московского автомобильного завода (См. Московский автомобильный… …   Большая советская энциклопедия

  • Горьковский автомобильный завод — У этого термина существуют и другие значения, см. ГАЗ. Горьковский автомобильный завод …   Википедия

  • Завод имени Лихачёва — Координаты: 55°41′41″ с. ш. 37°38′26″ в. д. / 55.694722° с. ш. 37.640556° в. д.  …   Википедия

  • Завод имени Сталина — Координаты: 55°41′41″ с. ш. 37°38′26″ в. д. / 5 …   Википедия

  • Завод имени Лихачева — Координаты: 55°41′41″ с. ш. 37°38′26″ в. д. / 5 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»