Дюрер

Дюрер
(Dürer)
        Альбрехт (21.5.1471, Нюрнберг, — 6.4.1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Крупнейший художник немецкого Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486—89 — живописи в мастерской М. Вольгемута, восприняв принципы поздней готики; сильное влияние на Д. оказали гравюры на меди М. Шонгауэра с их графической тонкостью и реалистическими раннеренессансными элементами. Работы, выполненные Д. в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490—94), типичны для немецкого искусства 15 в., сочетавшего черты поздней готики и Возрождения. В дальнейшем воздействие гуманистических учений, подкреплённое посещением Италии (1494—95 и 1505—07) и Нидерландов (1520—21), усилило стремление Д. к научно обоснованным методам художественного познания мира. Он всё углублённее изучал натуру, размышлял над проблемами природы искусства, законами красоты и гармонии, разрабатывал учение о пропорциях. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий Д. проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах, и в его теоретических трудах («Руководство к измерению...», 1525; «Наставление к укреплению городов...», 1527; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528).
         Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Д. («Вид Триента», 1495, Художественная галерея, Бремен; «Домик у пруда», около 1495—97, Британский музей, Лондон), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден; алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен; «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена); опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы (См. Венецианская школа) («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция; «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага; «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена; см. илл.). Д. не утратил при этом необычайной зоркости наблюдений, огромной жизненной яркости образов и выразительности деталей, идущей от традиций немецкой готики напряжённой экспрессии. Универсальность дарования Д. особенно полно выразилась в его рисунках (около 900) — точнейших аналитически-детальных натурных штудиях, композиционных набросках и завершённых станковых листах.
         С особой интенсивностью и упорством Д. работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы; здесь Д. воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497—1511), «Жизнь Марии» (около 1502—11) и «Малые страсти» (1509—11), с их героикой и лирикой, драматизмом и умиротворённостью, он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Д. к ясности линии и объёма, к богатству пластических форм и светотеневых переходов, к передаче чувственного многообразия материального мира. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500—03 («Св. Евстафий», «Немезида»), Д. пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями; в «Меланхолии» (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека; «Св. Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. В гравюре, как и в живописи и рисунке, Д. постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры, изучению её пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения («Адам и Ева», гравюра на меди, 1504). Значительное место в гравюрах занимают мотивы народного быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на меди: «Три крестьянина», около 1497; «Пляшущие крестьяне», 1514).
         Д. — один из величайших портретистов в мировом искусстве. Уже ранние его опыты поражают зрелым мастерством (портрет отца, 1490, Галерея Уффици). Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). Столь же разнообразны автопортреты Д. (1493, Лувр, Париж; 1498, Прадо; 1500, Старая пинакотека). Все эти портреты роднят гуманистические устремления художника, гордое самосознание его моделей, ощущение внутренней напряжённости и духовной энергии человека, пытливости его ума и силы чувства. Художественные искания Д. завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок; четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.
         Д. представлял собой новый для Германии ренессансный тип художника, окончательно порвавшего со средневековой анонимностью творчества. Он завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом, дружил с виднейшими гуманистами, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров. Д., причислявшийся Ф. Энгельсом к титанам эпохи Возрождения, сумел как художник и мыслитель дать глубоко национальное претворение ренессансным идеям; своеобразие творчества Д. — в тесном переплетении немецких традиций, начал беспокойной экспрессии, живописности, стремительной фантазии с присущим Высокому Возрождению (См. Высокое Возрождение) чётким выражением пластически-пространственной структуры реального мира. Искусство Д., многогранно отразившее бурную эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524—1526, было важным элементом общественного прогресса. Об этом говорят и народные тенденции творчества Д., и верность художника ренессансным гуманистическим идеалам, и его неуклонное стремление к реалистическому отражению богатства и диалектической сложности реальной жизни.
         Соч.: Дневники, письма, трактаты, пер. с нем., т. 1—2, Л.—М., 1957.
         Лит.: Либман М. Я., Дюрер, М., 1957; Нессельштраус Ц., Альбрехт Дюрер. 1471—1528, Л.—М., 1961; [Гершензон-Чегодаева Н.], Альбрехт Дюрер, М., 1964; Flechsig Е., Albrecht Dürer, Bd 1—2, В., 1928—31; Musper Th., Albrecht Dürer, der gegenwärtige Stand der Forschung, Stuttg., 1952; Waetzold W., Dürer und seine Zeit, Köln, 1953; Wölfflin Н., Die Kunst Albrecht Dürers, Münch., 1953; Panofsky Е., The life and art of A. Dürer, Princeton, 1955; Winkler F., Albrecht Dürer, B., 1957.
         К. М. Кобер. ГДР.
        А. Дюрер. 1498. Прадо. Мадрид.
        А. Дюрер. 1498. Прадо. Мадрид.
        Дюрер А. Портрет Хиеронимуса Хольцшуэра. 1526. Картинная галерея. Берлин-Далем.
        Дюрер А. Портрет Хиеронимуса Хольцшуэра. 1526. Картинная галерея. Берлин-Далем.
        Дюрер А. «Праздник чёток». 1506. Национальная галерея. Прага.
        Дюрер А. «Праздник чёток». 1506. Национальная галерея. Прага.
        Дюрер А. Портрет молодой женщины. Около 1506. Картинная галерея. Берлин-Далем.
        Дюрер А. Портрет молодой женщины. Около 1506. Картинная галерея. Берлин-Далем.
        Дюрер А. «Поклонение Волхвов». Средняя часть «Алтаря Паумгартнеров». 1502—04. Старая пинакотека. Мюнхен.
        Дюрер А. «Поклонение Волхвов». Средняя часть «Алтаря Паумгартнеров». 1502—04. Старая пинакотека. Мюнхен.
        Дюрер А. «Всадник, смерть и дьявол». Резцовая гравюра на меди. 1513.
        Дюрер А. «Всадник, смерть и дьявол». Резцовая гравюра на меди. 1513.
        Дюрер А. «Св. Иероним». Резцовая гравюра на меди. 1514.
        Дюрер А. «Св. Иероним». Резцовая гравюра на меди. 1514.
        Дюрер А. Портрет матери. Уголь. 1514. Гравюрный кабинет. Берлин.
        Дюрер А. Портрет матери. Уголь. 1514. Гравюрный кабинет. Берлин.
        Дюрер А. «Три крестьянина». Около 1497. Резцовая гравюра на меди.
        Дюрер А. «Три крестьянина». Около 1497. Резцовая гравюра на меди.
        Дюрер А. «Пляшущие крестьяне». 1514. Резцовая гравюра на меди.
        Дюрер А. «Пляшущие крестьяне». 1514. Резцовая гравюра на меди.
        Дюрер А. «Заяц». Акварель, белила. 1502. Графическое собрание Альбертина. Вена.
        Дюрер А. «Заяц». Акварель, белила. 1502. Графическое собрание Альбертина. Вена.
        А. Дюрер. «Четыре всадника». Гравюра на дереве из цикла «Апокалипсис». 1498.
        А. Дюрер. «Четыре всадника». Гравюра на дереве из цикла «Апокалипсис». 1498.
        А. Дюрер. «Четыре апостола». 1526. Старая пинакотека. Мюнхен.
        А. Дюрер. «Четыре апостола». 1526. Старая пинакотека. Мюнхен.
        А. Дюрер. «Мария с младенцем». 1512. Художественно-исторический музей. Вена.
        А. Дюрер. «Мария с младенцем». 1512. Художественно-исторический музей. Вена.
        А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен.
        А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Дюрер" в других словарях:

  • Дюрер — Дюрер, Альбрехт Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен Имя при рождении: Albrecht Dürer …   Википедия

  • ДЮРЕР — (Dürer), Альбрехт (21 мая 1471 – 6 апр. 1528) – нем. художник эпохи Возрождения, теоретик и один из основоположников реалистич. теории иск ва в Зап. Европе. Д. жил и творил в Германии в период обществ. подъема и социальных движений, завершившихся …   Философская энциклопедия

  • ДЮРЕР — (араб. жемчужины). Первый турецкий свод законов, составленный в 1470 г. по Р. Х. при Мухамеде II. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЮРЕР араб. Собственно значит: жемчужины. Турецкий свод законов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Дюрер — (Альбрехт Durer), знаменитый немецкий живописец и гравер, сынзолотых дел мастера, родился в Нюрнберге, 21 мая 1471 г. До 15 тилетнеговозраста обучался у своего отца его ремеслу, а с этой поры поступилучеником к художнику франкской школы М.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Дюрер А. — Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен Имя при рождении: Albrecht Dürer Дата рождения: 21 мая 1471 Мес …   Википедия

  • Дюрер — Альбрехт (Durer, Albrecht) 1471, Нюрнберг 1528, Нюрнберг. Немецкий живописец, гравер, рисовальщик, теоретик искусства эпохи Возрождения. Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Дюрер — (durer) Альбрехт (1471, Нюрнберг – 1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, теоретик искусства; один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии; искусству живописи и… …   Художественная энциклопедия

  • ДЮРЕР — Портрет отца. 1490 г. (Галерея Уффици, Флоренция) Портрет отца. 1490 г. (Галерея Уффици, Флоренция) [нем. Dürer] Альбрехт (21.05.1471 6.04.1528), нем. живописец, гравер, теоретик живописи. Согласно автобиографической «Семейной хронике», предки Д …   Православная энциклопедия

  • ДЮРЕР — (Durer) Альбрехт (1471–1528), нем. живописец и график. Род. в Нюрнберге в семье ювелира, к–рый и стал его первым учителем. В молодые годы Д. много странствовал по Европе, охваченной предреформационными волнениями, а в 1495 открыл собств.… …   Библиологический словарь

  • Дюрер Альбрехт —         (Durer) (1471 1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В детстве учился ювелирному делу у своего отца выходца из Венгрии, а в 1486 89 в мастерской нюрнбергского… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»