Дюрер Альбрехт


Дюрер Альбрехт
Дюрер Альбрехт
        (Durer) (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В детстве учился ювелирному делу у своего отца-выходца из Венгрии, а в 1486-89 в мастерской нюрнбергского живописца М. Вольгемута, у которого воспринял принципы немецкого и нидерландского позднеготического искусства, ознакомился с некоторыми рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). В эти же годы испытал сильное влияние М. Шонгауэра. В 1490-94, во время странствий по Верхнему Рейну, Дюрер выполнил в позднеготическом духе несколько станковых гравюр, иллюстрировал книги ("Корабль дураков" С. Бранта, и др.). Воздействие гуманистических учений на Дюрера усилилось в результате первой поездки в Италию (1494-95). Он стремился к научно обоснованным методам художественного познания мира, углублённому изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления ("Куст травы", 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы цвета и световоздушной среды ("Домик у пруда", акварель, около 1495-97, Британский музей, Лондон). В портретах и автопортретах Дюрер утверждал новое ренессансное понимание человеческой личности и социального положения художника (автопортрет, 1498, Прадо). Много и интенсивно он работал в области рисунка и гравюры. Настроения предреформационной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы, выразились в серии гравюр на дереве "Апокалипсис" (1498), в художественном языке которой были органично слиты приёмы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Второе путешествие в Италию (1505-07) ещё более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченным композиционным построениям ("Праздник чёток", 1506, Национальная галерея, Прага; портрет молодой женщины, 1505, Музей истории искусств, Вена), тщательному изучению пропорций обнажённой человеческой фигуры ("Адам и Ева", 1507, Прадо). При этом Дюрер в лучших (особенно графических) произведениях не утратил зоркости наблюдений, конкретной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве - "Большие страсти", около 1497-1511, "Жизнь Марии", около 1502-11, "Малые страсти", 1509-11). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объёма свойственны трем так называемым мастерским гравюрам на меди: "Всадник, смерть и дьявол" (1513) - образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми испытаниями судьбы; "Меланхолия" (1514) - воплощение внутренних конфликтов и беспокойного мятущегося творческого характера; "Св. Иероним" (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. Дюрер создавал также жизненно-непосредственные народные образы ("Пляшущие крестьяне", гравюра на меди, 1514).         

К этому времени Дюрер завоевал почётное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда он совершил поездку в 1520-21), дружил с виднейшими гуманистами. Его заказчиками были богатые бюргеры, князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецкий художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515, Баварская государственная библиотека, Мюнхен) и другие работы. В серии портретов 20-х гг. Дюрер создал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым самосознанием собственной личности, напряжённой духовной энергией и практической целеустремлённостью (портреты: молодого человека, 1521, Картинная галерея, Дрезден; Якоба Муффеля, 1526, Хиеронимуса Хольцшуэра, 1526, - оба в Картинной галерее, Берлин-Далем). Многосторонность устремлений Дюрера проявилась также в его теоретических трудах ("Руководство к измерению…", 1525; "Наставление к укреплению городов…", 1527; "Четыре книги о пропорциях человека", 1528), в которых отразились противоречия поисков и творческой деятельности мастера, его глубокая честность как художника, пытливый характер его творчества. Художественные искания Дюрера завершила картина "Четыре апостола" (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре обобщённых характера- темперамента и вместе с тем типы людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину в бурную и противоречивую эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524-26.



А. Дюрер.
А. Дюрер. "Четыре всадника". Гравюра на дереве из цикла "Апокалипсис". 1498.



А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен.
А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен.



Portrat der Barbara Durer, geb. Holper
Portrat der Barbara Durer, geb. Holper



Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена
Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена



Диптих «Адам и Ева». Адам. 1507. Прадо. Мадрид
Диптих «Адам и Ева». Адам. 1507. Прадо. Мадрид



Диптих «Адам и Ева». Ева. 1507. Прадо. Мадрид
Диптих «Адам и Ева». Ева. 1507. Прадо. Мадрид



Мученичество 10 000 христиан. 1508. Музей истории искусств. Вена
Мученичество 10 000 христиан. 1508. Музей истории искусств. Вена



Носорог, 1515 г.
Носорог, 1515 г.



A Young Hare, 1502
A Young Hare, 1502



Alte mit Geldbeutel
Alte mit Geldbeutel



Rosenkranzaltar
Rosenkranzaltar

Сочинения: Дневники. Письма. Трактаты, (пер. с нем.), т. 1-2, Л.-М., 1957.

Литература: Ц. Нессельштраус, А. Дюрер, Л.-М., 1961; (Гершензон-Н. Чегодаева), А. Дюрер. (Альбом репродукций), М., 1964; М. Я. Либман, Дюрер и его эпоха, М., 1972; С. Л. Львов, А. Дюрер, М., 1977, Panofsky E., The life and art of A. Dьrer, Princeton, 1955; Winkler F., A. Dьrer, B., 1957; Wцlfflin H., Die Kunst A. Dьrers, Munch., 1963; A. Dьrer, Zeit und Werk, Lpz., 1971; A. Dьrer Kunst im Aufbruch, Lpz., 1973; Anzelewsky F., Dьrer, L., 1982.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Смотреть что такое "Дюрер Альбрехт" в других словарях:

  • Дюрер, Альбрехт — Альбрехт Дюрер Albrecht Dürer …   Википедия

  • Дюрер Альбрехт — Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен Имя при рождении: Albrecht Dürer Дата рождения: 21 мая 1471 Мес …   Википедия

  • Дюрер Альбрехт — (Dürer) (1471 1528), немецкий живописец и график. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В напряжённо экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498),… …   Энциклопедический словарь

  • Дюрер, Альбрехт — ДЮРЕРЪ, Альбрехтъ (1471 1528), знаменитый художникъ и скульпторъ; занимался также архитектурой и в. инж. искусствомъ. Въ 1527 г. вышло его замѣчат. сочиненіе: Рук ство для укр нія городовъ, замковъ и тѣснинъ , въ к ромъ выражены идеи и сдѣланы… …   Военная энциклопедия

  • Дюрер Альбрехт — художник (рисункиобразцов оружия). В 1517 делал эскизы серебряного доспеха для МаксимилианаI. Германия. 1471 1532 …   Энциклопедия вооружений

  • Дюрер, Альбрехт — Альбрехт Дюрер. Автопоpтpет. ДЮРЕР (Durer) Альбрехт (1471 1528), немецкий график и живописец. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В напряженно экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно исторических… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Дюрер Альбрехт — Дюрер (Dürer) Альбрехт (21.5.1471, Нюрнберг, ‒ 6.4.1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Крупнейший художник немецкого Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486‒89 ‒… …   Большая советская энциклопедия

  • ДЮРЕР Альбрехт — (Durer, Albrecht) (1471 1528), немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства. Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства …   Энциклопедия Кольера

  • Дюрер Альбрехт — (1471 1528) великий нем. живописец и график, основоположник искусства нем. Возрождения. Впервые в Германии воплотил в себе тип художника ученого, характерный для Возрождения. Д. пробовал свои силы в архитектуре, теоретич. фортификации,… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Дюрер — Дюрер, Альбрехт Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен Имя при рождении: Albrecht Dürer …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Дюрер Альбрехт» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.