- Давид
-
I
Дави́д
царь Израильско-Иудейского государства (конец 11 в. — около 950 до н.э.). Был оруженосцем, затем стал зятем царя Саула, но, заподозренный в измене, бежал в степи Южной Палестины; потом поступил на службу к филистимлянам. После гибели Саула Д. был провозглашен царём Иудеи; присоединил к ней территории израильских племён, а также захватил хананейский г. Иерусалим, сделав его своей столицей, завоевал ряд соседних территорий. Д. создал централизованную державу — Израильско-Иудейское государство. Он провёл перепись населения (около 973 до н.э.), ввёл налоги и наряду с народным ополчением организовал отряды телохранителей-чужеземцев (критян и филистимлян). В еврейском фольклоре Д. изображен смельчаком, победившим великана Голиафа. Библеистика отвергает приписываемое Д. религиозной традицией составление псалмов.Лит.: Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Фрезер Д. Д., Фольклор в ветхом завете, пер. с англ., М. — Л., 1931; Weill R., La cite de David, [t. 1—2], P., 1947; Desnovers L., Histoire du peuple hebreu des Juges a la captivité, t. 2, P. , 1930.II Да́вид (David)Вацлав (р. 23.9.1910, Студене), чехословацкий политический и государственный деятель. В 1929—32 работал в комсомольских организациях, с 1934 — в Союзе друзей СССР (был секретарём Союза в Чехии). С 1935 член компартии Чехословакии (КПЧ). В период фашистской оккупации Чехословакии активный участник Движения Сопротивления; был членом IV подпольного ЦК КПЧ (с декабря 1944), в марте 1945 возглавил подпольный областной Пражский комитет КПЧ; во время Народного восстания 1945 в чеш. землях был членом Военной комиссии Чешского национального совета. С 1945 член ЦК КПЧ и депутат Национального собрания. В 1951—53 секретарь ЦК КПЧ, в 1953—1968 министр иностранных дел ЧССР. В 1968—71 посол ЧССР в НРБ. Неоднократно избирался вице-председателем Союза чехословацко-советской дружбы.III Да́вид (David)Герард (около 1460—70, Аудеватер, Южная Голландия, — 13.8.1523, Брюгге), нидерландский живописец. С 1494 был городским живописцем в Брюгге. Произведения Д. (2 композиции «Суд Камбиза», 1498, триптих «Крещение Христа» — в Муниципальной художественной галерее, Брюгге) отличаются мягкостью и сочностью живописной манеры, мастерством передачи освещения, поэтичностью пейзажных мотивов, но в основном являются несколько безличным повторением устоявшихся композиционых схем нидерландской живописи 15 в.Лит.: Bodenhausen Е. von, Gerard David und seine Schulo, Münch., 1905.Г. Давид. «Обручение св. Екатерины». Национальная галерея. Лондон.IV Дави́д (David)Жак Луи (30.8.1748, Париж, — 29.12.1825, Брюссель), французский живописец. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766—74). Ранние работы Д., в которых ощутимы отзвуки Рококо и влияние идей Сентиментализма, традиционно академичны («Бой Минервы и Марса», 1771, Лувр, Париж). В 1775—1780 Д. учился в Италии, где открыл для себя античность, восприняв её как пример гражданственности художественного творчества. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для Классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем которого стал Д. Впервые у Д. принципы классицизма намечаются в картине «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры, и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом «Клятве Горациев» (1784, Лувр) — исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Произведения Д. 1780-х гг. («Смерть Сократа», 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Ликторы приносят Бруту тело его сына», 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. В портретах 1780-х — начала 1790-х гг., где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке («Врач А. Леруа», 1783, Музей Фабр, Монпелье). Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Д. стремится к созданию исторической картины на современную тему («Клятва в зале для игры в мяч», не осуществлена; сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Картины «Убитый Лепелетье» (1793, не сохранилась, известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж, и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Д. был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре; под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Д. был с 1784). После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х гг. Д. вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии («Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», 1799, Лувр). В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. С 1804 Д. был «первым художником» Наполеона; в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах («Коронация», 1805—07, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. В 1790—1810-х гг. Д. пишет многочисленные портреты, как парадные («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов; «Мадам Рекамье», 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). В 1816, после реставрации Бурбонов, Д. был вынужден уехать в Брюссель. Д. был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Энгра и многих др.Соч.: Речи и письма живописца Луи Давида, пер. с франц., М. — Л., 1933.Лит.: Замятина А.Н., Давид, М.— Л., 1936; Кузнецова И.А., Луи Давид, М., 1965; Hautecoeur L., Louis David, P., 1954.Ю. К. Золотов.Ж. Л. Давид. Портрет Ш. П. Пекуля (фрагмент). 1784. Лувр. Париж.Ж. Л. Давид. Портрет графа Станислава Костки Потоцкого. 1781. Национальный музей. Варшава.Ж. Л. Давид. «Смерть Марата». 1793. Музей современного искусства. Брюссель.Ж. Л. Давид. Портрет Луизы Трюден. Лувр. Париж.Ж. Л. Давид. «Клятва Горациев». 1784. Лувр. Париж.Ж. Л. Давид. «Велизарий, просящий подаяние». 1781. Музей изящных искусств. Лилль.Ж. Л. Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800. Лувр. Париж.Ж. Л. Давид. «Коронация» (фрагмент). 1805—07. Лувр. Париж.Ж. Л. Давид.V Да́вид (David)Карой (р. 19.3.1903, Будапешт), венгерский архитектор. Учился в Политехническом институте в Будапеште (1926—1931). В 30-х гг. работал во Франции у Ле Корбюзье. Частично воспринял принципы Функционализма. Автор ряда общественных и административных построек (главное здание аэропорта Ферихедь, 1942—48, и Народный стадион, 1948—53, — оба в Будапеште; комплекс зданий химического комбината в г. Тиса-пальконья, начало 60-х гг.; школы в городах Диошдьёр и Озд, 1949). Премия им. Кошута.Будапешт. Народный стадион. 1948—53. Архитектор К. Давид.VI Дави́д (David)Константин (25.4.1908, Бухарест, — январь 1941, близ Бухареста), деятель румынского рабочего движения. С 14 лет работал в ж.-д. мастерских Гривицы (р-н Бухареста), участвовал в забастовочном движении, в том числе в боях рабочих Гривицы в феврале 1933. С 1928 член Коммунистического союза молодёжи. В 1934 вступил в компартию Румынии (КПР), был секретарём Бухарестской партийной организации. С 1939 работал инструктором ЦК КПР в Галаце, затем в долине Прахова. За революционную деятельность неоднократно подвергался репрессиям буржуазных властей (24 ареста в 1931—40). Зверски убит в лесу Пантелеймон около Бухареста членами фашистской организации «Железная гвардия».Лит.: Topalu V., Constantin David — activist de seamă al Partidului Comunist Român (1908—1941), «Analele Institutului de istorie a partidului de pe lÎnga C. C. al P. C. R.», 1966, № 1.VII Дави́д (David)Рене (р. 12.1.1906, Париж), французский учёный, специалист в области сравнительного правоведения (См. Сравнительное правоведение). Во время 2-й мировой войны 1939—45 участник французского Движения Сопротивления. Профессор Парижского университета (с 1945). Выступал с лекционными курсами в Кембриджском (Великобритания), Колумбийском (США), Мюнхенском (ФРГ), Тегеранском (Иран) и др. университетах. Проводил кодификацию гражданского законодательства Эфиопии и Руанды. Д. — один из первых западных правоведов, уделивших серьёзное внимание изучению советского права. Свои исследования резюмировал в книге «Основные правовые системы современности. Сравнительное право» (1964, рус. пер., 1967).Соч.: Traité élémentaire de droit civil comparé, P., 1950; Le droit sovietique, t. 1—2, P., 1954; Le droit français, t. 1—2, P., 1960; Le droit anglais, P., 1965; Les grands systemes de droit contemporains. P., 1964.VIII Дави́д (David)Фелисьен Сезар (13.4.1810, Кадне, Воклюз, — 29.8.1876, Сен-Жермен-ан-Ле), французский композитор. Член института Франции (1869). Учился в Парижской консерватории у Ф. Ж. Фетиса (композиция) и Ф. Бенуа (орган). В 1831 вступил в общество сенсимонистов. В 1833—35 в качестве миссионера (пропагандировал идеи утопического социализма) посетил страны Ближнего и Среднего Востока, где изучал и собирал народные восточные мелодии, которые впоследствии использовал в своих сочинениях. Д. — основоположник ориентализма во французской музыке 19 в. Ему принадлежат: оперы «Бразильская жемчужина» (1851), «Геркуланум» (1859), «Лалла-Рук» (1862), «Сапфир» (1865) и др.; ода-симфония «Пустыня» (1844, на текст поэта О. Колена), оратория «Моисей на горе Синае» (1846), ода-симфония «Христофор Колумб» (1847), 4 симфонии, камерно-ннструментальные ансамбли, фортепианные пьесы (в т.ч. «Восточные мелодии», 1835), хоры, песни и др. Выступал как дирижёр (в конце 60-х гг. концертировал в России).Лит.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1, СПБ. 1892; Azevedo A., F. David, coup d'oeil sur sa vie et son oeuvre, P., 1863; Brancour R., Felicien David, P., 1909.IX Да́вид (David)Эдуард (11.6.1863, Эдигер на Мозеле, — 24.12.1930, Берлин), деятель германской социал-демократии, ревизионист. Был учителем гимназии (до 1894). С 1893 в Социал-демократической партии. Одним из первых выступил с открытой ревизией марксизма по аграрному вопросу, отрицал действие экономических законов капитализма в земледелии. В своём главном труде «Социализм и сельское хозяйство» (1903, рус. пер. 1903 и 1906) Д. пытался опровергнуть теорию Маркса о концентрации производства в сельском хозяйстве, доказать «устойчивость» мелкокрестьянского хозяйства и его «превосходство» над крупным, защищал т. н. закон убывающего плодородия почвы. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала (1907) защищал резолюцию, оправдывавшую колониальную политику империализма. В годы 1-й мировой войны 1914—18 социал-шовинист. В. И. Ленин подверг взгляды Д. уничтожающей критике. В 1903—18 и 1920—30 Д. был депутатом рейхстага, одним из руководителей социал-демократической парламентской фракции, в октябре 1918 вошёл в кайзеровское правительство Макса Баденского в качестве младшего статс-секретаря в министерстве иностранных дел. В феврале 1919 был первым председателем Веймарского Национального собрания, в феврале 1919 — июне 1920 министром внутренних дел. В 1922—27 представитель центрального правительства в Гессене.Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 432).X Да́вид (David)Якоб Юлиус (6.2.1859, Вейскирхен, — 20.11.1906, Вена), австрийский писатель. Учился в Венском университете. В романах «Господское право» (1890), «Кровь» (1891), «Умирающие на дороге» (1900) Д. обращается к жизни крестьян, пролетариев, студентов, художников, еврейской бедноты. В романс «Переход» (1903), в драмах «Дождливый день» (1896) и «Симпатия» (1898) он критически рисует буржуазное общество. В историческом романе «Возрожденные» (1891) из эпохи Реформации, драме «Сын Гагара» (1891), в сборнике исторических рассказов «Раннее сияние» (1896) изображены гуситы и борьба чехов за национальную самостоятельность.Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—7, Münch 1908—09.Лит.: Groeneweg Н., J. J. David in seinern Verhältnis zur Heimat, Geschichte, Gesellschaft und Literatur, Graz, 1929.Н. Б. Веселовская.XI Дави́д (David)город на З. Панамы, на Панамериканском шоссе; административный центр провинции Чирики. 23 тыс. жителей (1963). Ж.-д. станция. Торгово-промышленный центр. Производство обуви, мебели и др. потребительских товаров.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.