Фацзя

Фацзя
        [кит. – школа законников (легистов)], философская школа в Древнем Китае. Её основные положения сформулировал Шан Ян (390–338 до н. э.) – автор легистского канона «Книга правителя области Шан». Значительный вклад в учение легистов внёс Хань Фэй (288–233 до н. э.). Ф. сыграла большую роль в формировании императорской системы власти и развитии юридической науки в Китае. Школа Ф. отражала интересы имущественной знати, связанной с частной собственностью на землю, и широких слоев бюрократии, выступавших за создание централизованного деспотического государства. Она вела борьбу против древнего конфуцианства, защищавшего интересы старой наследственной аристократии. К числу наиболее важных легистских концепций относятся: государственное регулирование экономических процессов в стране; систематическое обновление государственного аппарата путём выдвижения чиновников; допуск к административным постам всякого, кто доказал свою личную преданность императору; чёткая градация внутри правящего сословия; унификация мышления чиновничества; личная ответственность чиновника; цензорский надзор за чиновниками. Легисты выступали за то, чтобы все усилия народа были сосредоточены на земледелии и войне. Они разработали также учение о наградах и наказаниях как наиболее эффективных методах воспитания народа, при этом наказаниям отводили главную роль. В империи Цинь (3 в. до н. э.) легизм являлся официальной идеологией. Позже, в империи Хань (3 в. до н. э. – 3 в. н. э.), он был включен в конфуцианство, ставшее официальной доктриной. Легизм оказал большое влияние на формирование традиционных институтов кит. государственности, просуществовавших без каких-либо кардинальных изменений вплоть до Синьхайской революции (См. Синьхайская революция) 1911–13.
         Лит.: Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., вступит. статья и комментарий Л. С. Переломова, М., 1968; Переломов Л. С., О роли идеологии в становлении деспотического государства в древнем Китае. «Народы Азии и Африки», 1967, № 3; его же, О сущности легизма, «Проблемы Дальнего Востока», 1973, №2; Vandermeersch L., La formation du legisme, P., 1965.
         Л. С. Переломов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Фацзя" в других словарях:

  • фацзя — («школа законников»  легистов), философская школа в Древнем Китае. Основные положения сформулировал Шан Ян. Программа фацзя была направлена на укрепление царской власти и создание централизованного деспотического государства. * * * ФАЦЗЯ ФАЦЗЯ… …   Энциклопедический словарь

  • ФАЦЗЯ —         см. Легизм. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ФАЦЗЯ …   Философская энциклопедия

  • ФАЦЗЯ — ( школа законников легистов) философская школа в Др. Китае. Основные положения сформулировал Шан Ян. Программа фацзя была направлена на укрепление царской власти и создание централизованного деспотического государства …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фацзя — Легизм  философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников» (кит. 法家, фацзя; англ. Legalists). Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов …   Википедия

  • "ФАЦЗЯ" — ( школа законников (легистов)) филос. школа в Др. Китае, представители к рой разрабатывали проблемы управления гос вом и народом. Осн. положения Ф. сформулировал Шан Ян (казнен в 338 до н. э.). Большой вклад в учение легистов внес Хань Фэй.… …   Советская историческая энциклопедия

  • фацзя — і/, ж. Давньокитайська філософська школа, прихильники якої боролися проти пережитків родового ладу та общинно патріархальних традицій, обстоювали абсолютизм, сильну імператорську владу та ін …   Український тлумачний словник

  • ХАНЬ ФЭЙ —         Хань Фэй цзы (ок. 280 233 до н. э.), др. кит. мыслитель, завершивший систематизацию легизма. Происходил из правящего дома царства Хань (зап. часть совр. провинции Хэнань). Ученик Сюнъ цзы, автор трактата «Хань Фэй цзы (Трактат учителя… …   Философская энциклопедия

  • Китай —         Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).          I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке …   Большая советская энциклопедия

  • КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… …   Советская историческая энциклопедия

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»