- Реактивное топливо
-
топливо для авиационных реактивных двигателей (См. Реактивный двигатель). В качестве Р. т. наибольшее применение нашли керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (например, отечественное топливо марки Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей. Для производства топлив, обладающих повышенной термической стабильностью (например, отечественное топливо РТ, зарубежные А, А-1, В), фракции прямой перегонки подвергают гидроочистке (См. Гидроочистка). В производстве Р. т. используются также компоненты гидрокрекинга и демеркаптанизации.Основные физико-химические показатели реактивного топлива, выпускаемого в СССР--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| Показатель | Сорт топлива || |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | Т-1 | ТС-1 | термостабильные || | | |---------------------------------------------------|| | | | РТ | Т-6 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Плотность (кг/м3) при 20 °С, не менее | 800 | 775 | 775 | 840 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Фракционный состав: | | | | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| 10% перегоняется при температуре (°С), | 175 | 165 | 175 | 195 || не выше | | | | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| 98% перегоняется при температуре (°С), | 280 | 250 | 280 | 315 || не выше | | | | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Теплота сгорания низшая, кдж/кг | 43050 (10250) | 43050 (10250) | 43260 (10300) | 43260 (10300) || | | | | || (ккал/кг), | | | | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Температура начала кристаллизации (°С), | —60 | —60 | —60 | —60 || не выше | | | | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Общее содержание серы (%), не более | 0,10 | 0,25 | 0,10 | 0,05 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Содержание меркаптановой серы (%), не | — | 0,005 | 0,001 | — || более | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Важнейшими показателями Р. т. являются плотность и теплота сгорания (см. табл.), определяющие дальность полёта. Р. т. должно иметь высокую термическую стабильность, особенно если оно применяется на сверхзвуковых самолётах, в баках которых топливо может нагреваться до 150—200 °С и выше. Высокая термическая стабильность достигается очисткой топлива от неуглеводородных примесей (сернистых, азотистых, кислородных соединений), например путём обработки водородом (см. Очистка нефтепродуктов). При этом одновременно обеспечивается и низкая коррозионная агрессивность Р. т. К очищенным сортам топлива для повышения их стабильности при хранении добавляются Антиокислители (до 24 мг/л) и деактиваторы металлов (6 мл/л). В Р. т. содержится растворённая вода (до 0,008—0,01% при обычных температурах), которая при изменении условий может выделяться из топлива и вызывать электрохимическую коррозию топливной аппаратуры, а также образовывать кристаллы льда. Поэтому в Р. т. вводятся ингибиторы коррозии (см. Ингибиторы химические) (10—45 мг/л) и антиобледенительные присадки (0,1—0,3 объёмного %); добавляются также Присадки, предотвращающие накопление статического электричества и повышающие противоизносные свойства топлив.Лит.: Нефтепродукты, под ред. Б. В, Лосикова, М., 1966; Зрелов В. Н., Пискунов В. А., Реактивные двигатели и топливо, М., 1968; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова, Б. В. Лосикова, М., 1971.И. В. Рожков.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.