- Порт (гавань)
- Порт (франц. port, от лат. portus ‒ гавань, пристань), участок берега моря, озера, водохранилища или реки и прилегающая водная площадь, естественно или искусственно защищенные от волнения и оборудованные для стоянки и обслуживания судов, выполнения перегрузочных и др. операций. Различают П. морские, обслуживающие морское судоходство, и речные ‒ на внутренних водных путях.
Краткая историческая справка. Возникновение П. относится к глубокой древности. Первоначально стоянками судов служили естественно защищенные от волнения места (залив, губа, устье реки, прикрытый островом берег). По мере развития торговли и судоходства возникла необходимость в возведении причальных и оградительных сооружений; этим было положено начало портостроению. Известно о существовании морского П. у г. Месара на острове Крит (3400 до н. э.), двух больших П. у гг. Сидон и Тир на Средиземном море. В период Римской империи были основаны П. на островах Сицилия и Сардиния. Обширным П. (с внешними и внутренними бассейнами) обладал Карфаген. Одним из крупнейших римских П. был П. Остия, сооруженный в устье р. Тибр. В средние века развитию портостроения способствовали Великие географические открытия, расширение торговли и судоходства, сосредоточение больших количеств грузов в портовых пунктах на морских побережьях. Были созданы крупные П. в Нидерландах, Испании, позднее в Англии. На территории СССР одни из первых П., через которые осуществлялась торговля со странами Западной Европы, возникли в 11‒12 вв. на месте современного Таллина и Риги. Ряд крупных морских П. был основан при Петре I: Таганрогский, Петровский (ныне Махачкала), Петербургский (Ленинградский, в устье р. Невы), Кронштадтский (на острове Котлин в Финском заливе), Петропавловский (на Камчатке). Однако значительное развитие портостроение (как в России, так и в др. странах) получило лишь с начала 19 в. в связи с появлением парового флота, увеличением размеров судов, их грузоподъёмности и осадки, а также использованием землечерпательных машин для создания искусственно углублённых акваторий П. и подходов к ним. Строительство железных дорог существенно облегчило доставку грузов к П. и во многом содействовало их интенсивному развитию.
Общие характеристики порта. Основные элементы порта (рис. 1): акватория (водная часть) и территория (береговая часть). В состав акватории обычно входят водные подходы к П., рейды и внутренние бассейны. Водные подходы могут быть естественными (в виде участка моря или реки) или искусственными (с устройством подходных каналов, связывающих П. с естественными глубинами). Рейды ‒ участки акватории, защищенные от сильного волнения, где суда могут стоять на якорях в ожидании разрешения на подход к причалам или на выход из П. При отсутствии в П. глубоководных причалов, на рейдах также производят перегрузочные операции, для чего используют вспомогательные мелкосидящие суда ‒ лихтеры и баржи. Внутренние бассейны (иногда называют гаванями или портовыми бассейнами), прилегающие непосредственно к портовой территории, предназначаются для стоянки судов у причалов; в них производят основные и некоторые вспомогательные грузовые операции. Судоходная трасса к П. оборудуется знаками навигационной обстановки. Территория П. включает: сухопутные подходы к П. (ж.-д. пути, автомобильные дороги, трубопроводы транспортного назначения); прикордонную часть, примыкающую к причальной линии, на которой размещаются т. н. при кордонные ж.-д. линии и автомобильные проезды, перегрузочные устройства и механизмы, склады и площадки для кратковременного хранения грузов, пассажирский вокзал (морской вокзал, речной вокзал.); тыловую часть, обычно занимаемую внутрипортовыми ж.-д. путями, автомобильными дорогами (в т. ч. для городского транспорта), складами долгосрочного хранения грузов, подсобными предприятиями П., служебными и административными зданиями.
Гидротехнические сооружения П.: оградительные сооружения ‒ молы, волноломы; причальные сооружения ‒ пирсы, портовые набережные; судоподъёмные и судоремонтные сооружения ‒ эллинги, слипы, доки. К портовым гидротехническим сооружениям относятся также морские маяки и знаки судоходной обстановки, расположенные в пределах акватории П.
В состав основного оборудования П. входят: перегрузочные устройства и механизмы цикличного действия (портальные, гусеничные, козловые и мостовые краны, вагоноопрокидыватели) и непрерывного действия (передвижные и стационарные транспортёры, пневматические и гидравлические установки и насосные станции); устройства для бункеровки (снабжения судов топливом), энергосиловые установки, системы освещения и связи, противопожарные устройства и т.д.
Внутрипортовый транспорт П.: железная дорога (обычно норм. колеи), грузовой автотранспорт, специальный безрельсовый транспорт (самоходные тележки, погрузчики, автолесовозы и др.). Внутрипортовые водные перевозки осуществляются служебно-вспомогательным флотом (главным образом баржами с буксирами).
Основные технические характеристики П.: глубина у причала, длина причальной линии и отметка портовой территории. Глубина у причала отсчитывается от наинизшего судоходного уровня воды и определяется расчётными осадками судов и запасом глубины под килем судна. В современных морских П. глубина у причалов для сухогрузных судов составляет 10‒15 м, нефтеналивных ‒ 15‒20 м. Длина причальной линии определяет количество судов, которые могут одно временно стоять у причалов и подвергаться обработке. Количество причалов устанавливается отдельно по каждой категории грузов. Кроме причалов, необходимых для выполнения грузовых и пассажирских операций, в П. предусматриваются также вспомогательные причалы, обслуживающие бункеровку, стоянку служебно-вспомогательного флота и судоремонт. Отметка портовой территории (возвышение над уровнем воды) выбирается с таким расчётом, чтобы территория П. при высоком стоянии уровня не затоплялась и были созданы наиболее благоприятные условия для выполнения грузовых и др. операций. Отметка при кордонной части портовой территории, как правило, постоянна, что облегчает движение ж.-д. транспорта.
План П. ‒ общее взаимно увязанное расположение всех его частей ‒ составляется с учётом рельефа, метеорологических, гидрологических и др местных условий и согласуется с планом примыкающего города. Так, например, морской П. не должен «отрезать» город от моря и в то же время необходимо, чтобы в городской застройке была оставлена свободной часть прибрежной территории для дальнейшего развития П. Пассажирская часть П., располагаемая, как правило, поблизости от центральной части города, должна обеспечивать удобный для городского транспорта доступ к морскому (или речному) вокзалу.
Причальные линии могут располагаться фронтально (вдоль берега), вдоль молов, на выступающих в акваторию пирсах, а также вдоль внутренних береговых бассейнов. Размещение причалов должно обеспечивать, с одной стороны, удобство подхода и швартовки судов, а с другой ‒ возможность обслуживания причалов ж.-д. и автомобильным транспортом.
Основные транспортно-экономические характеристики П.: его грузооборот, пропускная способность, судооборот. Грузооборот (главный показатель работы П.) ‒ суммарное количество грузов (в тоннах), прошедших через П. в обоих направлениях (с суши на воду и наоборот) в течение года. Пропускная способность П. ‒ наибольшее количество грузов, которое П. может пропустить (переработать) в течение года в обоих направлениях при его заданных технических характеристиках, определённом режиме перевозки грузов и при использовании прогрессивной технологии перегрузочных работ. Под судооборотом П. понимается количество судов, посещающих П. в течение данного периода (год, месяц, сутки).
Классификация современных портов Морские порты разделяются в основном на гражданские (торговые, рыбные и др.) и военные. Торговые П. обычно служат перевалочными пунктами для грузов, направляемых морским путём за границу (экспорт) или обратно (импорт), а также для грузов, перевозимых между П. одной страны (каботаж). Среди торговых П. различают П. общего назначения, выполняющие разнообразные грузовые операции (к ним относится большинство крупных П. международной торговли ‒ Ленинград, Владивосток, Лондон, Марсель, Нью-Йорк и др.), и специализированные П., предназначенные главным образом для операций с грузом одной категории, определяющим характер всей работы П., например, с углем (Кардифф), лесом (Архангельск), нефтью (Абадан); сюда же могут быть отнесены пассажирские П. (например, Ялта, Сочи, французский П. Кале), для которых грузовые операции имеют второстепенное значение. Особый вид морских П. ‒ морские станции, обеспечивающие снабжение проходящих судов топливом, пресной водой, продовольствием. Рыбные П. (например, Калининградский или Мурманский, рис. 2) служат базами рыболовецкого флота; в них помимо складов-холодильников нередко размещаются и предприятия по переработке рыбы. П.-убежища представляют собой рейды, на которых во время штормов под искусственной или естественной защитой могут становиться на свои якоря или специальные бочки суда каботажного плавания, траулеры, промысловые шхуны, моторные боты. В П.-убежищах обычно имеются судоремонтные мастерские и судоподъёмные средства для оказания помощи судам, получившим повреждения. Военные П. служат для базирования соединений кораблей военного флота и обычно являются составной частью баз военно-морских. По транспортному значению различают П.: мировые (центры мировой торговли), представляющие собой узлы мощных грузовых потоков, направляющихся с океана внутрь материка и обратно: международные, обслуживающие обмен грузов между различными странами; местные, посещаемые преимущественно судами каботажного плавания или служащие укрытиями для мелких судов. В СССР морские П. по грузообороту и административным признакам подразделяются на 3 разряда.
Речные порты по назначению делятся на общие, специальные, аванпорты, П.-убежища. Общие и специальные П. предназначены для передачи грузов с судов на берег и обратно. В аванпортах, расположенных на водохранилищах (в верхних бьефах шлюзов), составы судов или плоты переформировываются перед вводом их в камеру шлюза; аванпорты используются также для отстоя судов и плотов, прибывающих из нижнего бьефа в верхний во время шторма. Иногда под защитой одних и тех же оградительных сооружений находятся одновременно аванпорт и П. общего назначения (Куйбышевский, Цимлянский и др.). П.-убежища служат лишь для отстоя судов и плотов во время шторма; они создаются обычно в естественных бухтах; причальные сооружения в них, как правило, не устраиваются. По расположению различают П.: на свободных реках, характерной особенностью которых являются значительные колебания уровня воды (до 15 м и более); на судоходных каналах, в которых амплитуда колебаний уровня всегда невелика; водохранилищные и озёрные, подвергающиеся воздействию ветровых волн и требующие, как правило, устройства оградительных сооружений (эти П. имеют много общего с морскими). Русловые П. на свободных реках обычно имеют на акватории 2 рейда (рейд прибытия и рейд отправления), на которых соответственно расформировываются или формируются буксируемые составы и откуда отдельные баржи подаются буксирами к причалам для грузовых операций. Рейды обычно располагаются выше или ниже причалов с тем, чтобы не стеснять транзитного судового хода и акватории у причалов. Значительные колебания уровня воды определяют характер причальных устройств в речном П. и обусловливают применение дебаркадеров и в некоторых случаях т. н. весенних причалов. Внерусловые П. на свободных реках и П. на судоходных каналах располагаются в естественных бухтах, в искусственных бассейнах и на уширениях каналов.
Основные элементы, гидротехнические сооружения и технические характеристики речных П. те же, что и у морских П. По навигационному грузообороту речные П. СССР подразделяются на 5 классов.
Лит.: Ляхницкий В. Е., Проектирование портов, Л., 1956: Порты и портовые сооружения, ч. 1‒2, М., 1964‒67: Горюнов Б. Ф. и Шихиев Ф. М., Морские порты и портовые сооружения, М., 1970; Брюм А. И., Технологическое проектирование морских портов, М., 1971.
М. Э. Плакида.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.