Покупательные фонды населения

Покупательные фонды населения
        часть денежных доходов населения, предназначенная для покупки товаров и характеризующая общий объём его платёжеспособного спроса (См. Платёжеспособный спрос) на товары народного потребления. В практике планирования и учёта в СССР общий объём П. ф. н. определяется на основе балансов денежных доходов и расходов населения (см. Баланс денежных доходов и расходов населения) и составляет разницу между всей суммой денежных доходов, с одной стороны, и суммой нетоварных расходов (оплата услуг, обязательные и добровольные платежи) и прироста сбережений — с другой. При определении П. ф. н. по отдельным союзным и автономным республикам, краям и областям учитывается также сальдо между полученными и отосланными денежными средствами по переводам и аккредитивам.
         П. ф. н. на плановый период рассчитываются Госпланом СССР и госпланами союзных и автономных республик, плановыми органами исполкомов местных Советов. Отчётные данные о П. ф. н. составляются ЦСУ СССР и его местными органами. На основе П. ф. н. разрабатываются планы розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли (с расчётом полного обеспечения их товарным предложением), за исключением той части, которая используется населением на покупку товаров в системе потребительской кооперации (по ценам местных рынков; см. Кооперация потребительская) и непосредственно у колхозов.
         В 1970 покупки товаров в государственной и кооперативной торговле СССР возросли по сравнению с 1965 (в сопоставимых ценах) на 48%. В 1973 они составили 186 млрд. руб. Однако покупки товаров народного потребления не характеризуют полностью как покупательных возможностей населения, так и фактической реализации П. ф. н. Следует иметь в виду, что в объёме розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли отражается продажа товаров не только населению, но и организациям, предприятиям, учреждениям, колхозам (в порядке т. н. мелкого опта; доля таких продаж составляет в среднем 4,5—4,6% объёма розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли), а также (по кооперативной торговле) продажа с.-х. продуктов, закупленных и принятых на комиссию по ценам согласно договорённости (в 1973 объём указанной продажи в системе потребительской кооперации составил 1,4 млрд. руб.). Часть денежных доходов, предназначенных для покупки товаров, может оставаться нереализованной (вследствие структурных различий в спросе и предложении (См. Спрос и Предложение) товаров) и идти на увеличение денежных сбережений населения. В то же время при оптимальном сочетании спроса и предложения П. ф. н. могут возрастать за счёт сокращения сбережений. Постоянный рост П. ф. н. в условиях социализма является следствием высоких темпов роста национального дохода (См. Национальный доход) и использования его в интересах общества. Непосредственно на величину П. ф. н. оказывает влияние рост численности рабочих и служащих в народном хозяйстве и повышение их заработной платы, увеличение денежных доходов колхозников, рост выплат населению из общественных фондов потребления (См. Общественные фонды потребления), сокращение налогов и др. факторы. Только за 1961—70 численность рабочих и служащих увеличилась в СССР на 45%, их среднемесячная заработная плата с добавлением выплат и льгот из общественных фондов — на 53%, выдача колхозникам денег и продуктов в порядке оплаты труда в расчёте на один отработанный человеко-день — в 2,75 раза.
         Аналогичный процесс наблюдается и в др. социалистических странах. Например, численность рабочих и служащих в народном хозяйстве стран — членов СЭВ за 1961—70 возросла на 33,4%. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в государственном и кооперативном секторах народного хозяйства увеличилась за тот же период в Болгарии на 58%, в Польше на 46%, в Венгрии на 39%, в Чехословакии на 38%.
         В СССР и в др. странах социалистической системы П. ф. н. возрастают не только в номинальном выражении, но и в реальном значении. Это происходит вследствие снижения розничных цен на товары народного потребления (см. Розничные цены). Снижение цен, не оказывая влияния на общую сумму и на среднедушевой уровень покупательных фондов, увеличивает возможности покупки товаров населением.
         В условиях капитализма вследствие инфляционного роста цен на потребительские товары реальное движение П. ф. н. имеет тенденцию к снижению, которая сохраняется даже при определённом увеличении заработной платы, достигаемом в результате классовой борьбы трудящихся.
         Лит.: Чернявский У. Г., Потребности, спрос, товарооборот в социалистическом обществе, М., 1971, гл. 3; Планирование народного хозяйства СССР, под ред. Н. С. Коваля, 3 изд., М., 1973, гл. 18; Планирование народного хозяйства СССР, под ред. Л. Я. Беррн, 2 изд., М., 1973, гл. 17.
         П. В. Пирогов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Покупательные фонды населения" в других словарях:

  • ПОКУПАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ НАСЕЛЕНИЯ — часть денежных доходов населения, предназначенная для покупки товаров и оплаты услуг …   Большой Энциклопедический словарь

  • покупательные фонды населения — часть денежных доходов населения, предназначенная для покупки товаров и оплаты услуг. * * * ПОКУПАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ НАСЕЛЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ НАСЕЛЕНИЯ, часть денежных доходов населения, предназначенная для покупки товаров и оплаты услуг …   Энциклопедический словарь

  • БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ — в Российской Федерации характеризует формирование и использование доли национального дохода, поступающей населению в форме денежных доходов (зарплаты, премий; выручки от продажи населением сельскохозяйственных продуктов; выплат из общественных… …   Энциклопедический словарь

  • БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ — в Российской Федерации характеризует формирование и использование доли национального дохода поступающей населению в форме денежных доходов (зарплаты, премий; выручки от продажи населением сельскохозяйственных продуктов; выплат из общественных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КУПИТЬ — КУПИТЬ, куплю, купишь; купленный; совер. 1. кого (что). Приобрести в собственность. Дорого, дёшево к. К. за большие деньги. К. по случаю (случайно). 2. кого (что). Привлечь на свою сторону (подкупом, обещаниями) (разг.). Лестью к. кого н. Его не… …   Толковый словарь Ожегова

  • Деньги —         особый товар, всеобщий эквивалент (равностоимость) или всеобщая эквивалентная форма стоимости всех др. товаров. Специфическое свойство денежного товара выражать стоимость любого др. товара, служить всеобщим орудием обмена.          Д. при …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»