Мо-цзы

Мо-цзы
        Мо Ди (479—400 до н. э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун. М.-ц. и его последователи отражали интересы свободных низших слоёв китайского общества — земледельцев, ремесленников, торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства (См. Конфуцианство), обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды М.-ц. и его учеников собраны в книге «Мо-цзы», которая в завершённом виде сложилась к концу 3 — началу 2 вв. до н. э. Центральной идеей учения М.-ц. и его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах «всеобщей любви и взаимной выгоды». Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на «простолюдинов» и «благородных мужей», «правящих» и «управляемых», представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения. Из тезиса о «всеобщей любви и взаимной выгоде» вытекают все остальные принципы учения М.-ц.: «почитание мудрости», «почитание единства», «против нападений», «за экономию в расходах» и т. д. Для обоснования принципа «всеобщей любви» и придания ему значения космического закона М.-ц. прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании «небесной судьбы». Впервые в китайской философии М.-ц. выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди; соответствие пользе людей; соответствие свидетельствам древних книг). Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики.
         Источники: Мо-цзы сянь гу, в кн.: Чжуцзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 4, Пекин, 1957; Мо-цзы, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972; Мо Tzu. Basic writings, transl. by В. Watson, N. Y., 1963.
         Лит.: Титаренко М. Л., Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания, «Вопросы философии», 1964, №11; его же, Социально-политические идеи Мо-цзы и школы моцзя раннего периода, «Научные доклады высшей школы, философские науки», 1965, № 6; Ян Хин-Шун, Теория познания моистов, «Вопросы философии», 1956, №1; HoIth S., Micius, Shanghai, 1935.
         М. Л. Титаренко.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Мо-цзы" в других словарях:

  • ЦЗЫ ЖАНЬ — (кит., «природа» как физический организм, «естество» как состояние, «спонтанность» как способ существования природного и человеческого бытия) категория даоской философии (см. ДАОСИЗМ ), означающая конечный пункт возвращения и обращения наличной… …   Философская энциклопедия

  • Цзы-гу — Цзы гу. Гравюра из книги «Сюсян coy шэнь цзи» («Иллюстрированные записки о поисках духов») Цзы гу (кит. 紫姑  «Пурпурная дева»), Кансань нян нян (кит. 伉三娘娘  «Госпожа отхожего места»)[1], Кэн саньгу («трет …   Википедия

  • Цзы-гао — (кит.子羔), Гао Чай ( (род. 521 до н.э.) древнекитайский философ. Ученик Конфуция. Был моложе Конфуция на 30 лет. Упоминается в «Лунь юе» (XI.18, 25) и в «Ши цзи» (Гл.67). Сведений о нем и его учении практически не сохранилось. Оба упоминания о нем …   Википедия

  • ЦЗЫ-ГУ — («пурпурная дева»), Кэн саньгу («третья дева ямы»), Сань гу («третья дева»), Ци гу («седь мая(?) дева» или «дева [по фамилии] Ци»), в поздней китайской народной мифологии богиня отхожих мест. Согласно популярной легенде, примерно в конце 8 в.… …   Энциклопедия мифологии

  • Цзы-вэй — (кит. 子韋) древнекитайский астроном, астролог, историограф (сысин)(司星) и философ. Время жизни VI V вв. до н.э. Автор несохранившегося до наших дней сочинения в трех главах (пянях). Беседа Цзы вэя с правителем царства Сун Цзин гуном о принципах… …   Википедия

  • Цзы (титул) — Цзы (кит. сын) наследственный титул знати в древнем Китае. Символом власти было яшмовое кольцо[1]. Приблизительно соответствует европейскому титулу «виконт»[2]. Во времена династии Чжоу был четвертым из пяти рангов знатности (чжухоу): гун, хоу,… …   Википедия

  • ЦЗЫ СЫ — (5 в. до Р.Х.) кит. философ, внук Конфуция, учение которого он изложил в систематической форме в таких фундаментальных трактатах, как «Чжунюн» («Учение о середине») и «Дасюе» («Великое учение»). Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • цзы сы - мэн-цзы школа — Одна из восьми филос. школ, на к рые, согласно свидетельству памятника Хань Фэй цзы , разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция. Существовала в 5 3 вв. до н.э. Гл. ее представителями были внук Конфуция Цзы Сы (ок. 483 402 до н.э.) и… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Цзы (чжуинь) — чжуинь ㄦ …   Википедия

  • "ЦЗЫ ЧЖИ ТУН ЦЗЯНЬ" — ( Всеобщее обозрение, управлению помогающее ) сводный труд по истории Китая, охватывающий период с 403 до н. э. до 959 н. э. Гл. составитель Сыма Гуан (1019 86). Сыма Гуан составил также Тун цзянь мулу ( Таблицы к Тун цзянь ) и Тун цзянь Као и (… …   Советская историческая энциклопедия

  • цзы жань — см. естество …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»