Многоосный автомобиль

Многоосный автомобиль
        автомобиль, имеющий число осей более двух. Многоосными чаще всего выполняются грузовые автомобили и тягачи, реже автобусы и троллейбусы. М. а. благодаря распределению общего веса на большее число осей имеют, как правило, большую грузоподъёмность и повышенную проходимость по сравнению с двухосными. Недостатки М. а. — их повышенная стоимость и большие расходы на эксплуатацию.
         Первая попытка создания М. а. относится к 1898; серийное производство началось в середине 1920-х гг. на заводе «Рено» (Франция). В СССР выпуск М. а. (ЯГ-10) грузоподъёмностью 8 т начал Ярославский автомобильный (ныне моторный) завод в 1932.
        
         Краткая техническая характеристика многоосных автомобилей, выпускаемых в СССР
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        | Показатели                              | Mapка автомобиля                                                                                                  |
        |                                                 |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                                                 | ЗИЛ-      | Урал-375Д | КамАЗ     | КрАЗ-257  | КрАЗ-255Б | МАЗ-516A  | MA3-537A  |
        |                                                 | 131        |                  |                |                 |                   |                  |                  |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Колёсная формула                   | 6×6        | 6×6           | 6×4          | 6×4          | 6×6            | 6×2            | 8×8            |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Грузоподъёмность, т                | 3,5         | 4,5            | 8,0           | 12,0          | 7,5             | 14,5           | 15,0           |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Снаряженный вес, т                 | 6,46       | 8,4            | —            | 11,13        | 11,95          | 8,8             | 22,5           |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Мощность двигателя,               |              |                  |                |                 |                   |                  |                  |
        | квт (л. с.)                                 | 110(150) | 132(180)    | 154(210)   | 176(240)   | 176(240)     | 132(180)     | 386(525)     |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Скорость, км/ч                         | 80          | 75             | 80            | 70            | 70              | 85              | 60              |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Контрольный расход топлива,  |              |                  |                |                 |                   |                  |                  |
        | л/100 км                                   | 40          | 48             | —            | 36            | 40              | 30              | 125            |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         В зависимости от числа колёс принято характеризовать автомобили т. н. колёсной формулой (См. Колёсная формула), где первая цифра указывает на общее число колёс, а вторая — на число ведущих колёс (считая сдвоенное колесо за одно). М. а. выполняются трёх- и четырёхосными, а в отдельных случаях и пятиосными. М. а. первой группы (четырёхосные, рис., а — е) выпускаются в сравнительно небольших количествах и применяются в основном для геологоразведочных работ, в строительстве, в войсковых подразделениях. М. а. второй группы (трёхосные, рис., ж — м) более распространены и применяются для магистральных перевозок грузов; к ним относятся междугородные и сочленённые городские автобусы.
         Машины повышенной проходимости (грузовые, специальные автомобили, тягачи, бронетранспортёры) выполняются со всеми ведущими колёсами. Краткие технические характеристики М. а., выпускаемых в СССР, приведены в табл.
         Развитие конструкций М. а. повышенной проходимости осуществляется за счёт создания сочленённых автомобилей с числом осей от 3 до 6; в дорожных М. а. намечается тенденция к более широкому использованию схем, показанных на рис., д, к и л (для грузовых автомобилей) и рис., к и м (для автобусов).
        
         Лит.: Колесные автомобили высокой проходимости, М., 1967; Селиванов И. И., Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, 6 изд., М., 1971.
         Л. М. Шугуров.
        Схемы многоосных автомобилей (ведущие колёса выделены чёрным цветом): а — МАЗ-537А (СССР), Татра-813 (ЧССР); б — БТР-60П (СССР), ДАФ (Нидерланды); в — Панар-ЭБР (Франция); г — АЕК-Маммут (Великобритания); д — Скэммель-Самсон (Великобритания); е — СВАРЗ (СССР); ж — ЗИЛ-131 и Урал-375 (СССР); э — Альвис (Великобритания); и — КрАЗ-257 (СССР); к — Бюссинг-Суперкарго (ФРГ), ФИАТ-590НА (Италия); л — МАЗ-516 (СССР); м — Икарус-180 (ВНР), Шкода-ШМ 16,5 (ЧССР).
        Схемы многоосных автомобилей (ведущие колёса выделены чёрным цветом): а — МАЗ-537А (СССР), Татра-813 (ЧССР); б — БТР-60П (СССР), ДАФ (Нидерланды); в — Панар-ЭБР (Франция); г — АЕК-Маммут (Великобритания); д — Скэммель-Самсон (Великобритания); е — СВАРЗ (СССР); ж — ЗИЛ-131 и Урал-375 (СССР); э — Альвис (Великобритания); и — КрАЗ-257 (СССР); к — Бюссинг-Суперкарго (ФРГ), ФИАТ-590НА (Италия); л — МАЗ-516 (СССР); м — Икарус-180 (ВНР), Шкода-ШМ 16,5 (ЧССР).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Многоосный автомобиль" в других словарях:

  • МНОГООСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ — автомобиль, имеющий более двух мостов (осей). Многоосными выполняются гл. обр. автомобили повыш. проходимости, грузовые автомобили для перевозки особо тяжёлых и неделимых грузов и тягачи, реже автобусы. У нек рых М. а. все мосты ведущие …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Колёсная формула — Колёсная формула  условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами[1]: [общее число колёс]×[число ведущих колёс], при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо[2].… …   Википедия

  • транспортёр — а, м. transporteur m. 1. устар. Машинки transporteur , изобретенные экспонентом для предохранения шляп в дороге. Ц<ена> 2 руб. Выставка 1870 113. 2. техн. Для подвигания ткани после каждого стежка служит так называемый транспортер,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Трейлер (транспорт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Трейлер. Белорусский тягач (танковый …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»