Маньеризм

Маньеризм
(итальянское manierismo, от maniera — манера, стиль)
        течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение). Основным эстетическим критерием М. становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. Используя в качестве стилистических нормативов произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров Возрождения, маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве М. возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Ярче всего М. проявился в искусстве Италии. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией; произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию М. внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х годов М. превращается в господствующее направление в придворном искусстве; живопись этого периода отмечена холодной, «академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо). Для скульптуры М. (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) характерны стилизация человеческой фигуры, измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой статуи. В архитектуре М. (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Джулио Романо) гуманистичная ясность образа вытесняется стремлением к сценическим эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали. Деятельность итальянских мастеров М. за пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению М. в общеевропейское явление. Принципы М. определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы (См. Болонская школа), с другой — Караваджо ознаменовало конец М. и утверждение Барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «М.», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).
        
         Лит.: Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве 16 века..., М., 1956; Ротенберг Е. И., Искусство Италии 16 века, [М., 1967]; Briganti G., Der italienische Manierismus, Lpz., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo: concetti e termini, Roma, 1962; Studies in western art, v. 2, (The Renaissance and mannerism), Princeton, 1963; Bousquet J., La peinture manieriste, [Neuchatel], 1964; Hauser A., Der Manierismus, Munch., 1964; Tafuri M., L’architettura del manierismo nel Cinquecento europeo, Roma, 1966; The meaning of mannerism, Hannover (New England), 1972.
         М. Н. Соколов.
        Дж. Арчимбольдо. «Фантастическая голова». 2-я пол. 16 в. Музей «Ала Понцоне». Кремона.
        Дж. Арчимбольдо. «Фантастическая голова». 2-я пол. 16 в. Музей «Ала Понцоне». Кремона.
        Джулио Романо. Роспись «Зала гигантов» в Палаццо дель Те в Мантуе. 1532—35. Фрагмент.
        Джулио Романо. Роспись «Зала гигантов» в Палаццо дель Те в Мантуе. 1532—35. Фрагмент.
        Никколо дель Аббате. «Обращение Павла». Ок. 1555. Художественно-исторический музей. Вена.
        Никколо дель Аббате. «Обращение Павла». Ок. 1555. Художественно-исторический музей. Вена.
        Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»). 1535—37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.
        Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»). 1535—37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.
        Ф. Приматиччо. Декоративное убранство комнаты герцогини д’Этан во дворце в Фонтенбло. Стукковая лепнина, живопись маслом на холсте. 1540-е гг. Фрагмент.
        Ф. Приматиччо. Декоративное убранство комнаты герцогини д’Этан во дворце в Фонтенбло. Стукковая лепнина, живопись маслом на холсте. 1540-е гг. Фрагмент.
        Адриан де Врис. «Психея». Бронза. 1593. Национальный музей. Стокгольм.
        Адриан де Врис. «Психея». Бронза. 1593. Национальный музей. Стокгольм.
        Б. Челлини. «Нарцисс». Мрамор. 1540-е гг. Национальный музей. Флоренция.
        Б. Челлини. «Нарцисс». Мрамор. 1540-е гг. Национальный музей. Флоренция.
        Россо Фьорентино. «Оплакивание Христа». Ок. 1535. Лувр. Париж.
        Россо Фьорентино. «Оплакивание Христа». Ок. 1535. Лувр. Париж.
        Понтормо. «Положение во гроб». 1526—28. Церковь Санта-Феличита. Флоренция. Фрагмент.
        Понтормо. «Положение во гроб». 1526—28. Церковь Санта-Феличита. Флоренция. Фрагмент.
        П. Лигорио. Фонтан «Орган» на вилле д'Эсте в Тиволи (между 1550 и 1572).
        П. Лигорио. Фонтан «Орган» на вилле д'Эсте в Тиволи (между 1550 и 1572).
        Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари в Риме. 1593. Портал.
        Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари в Риме. 1593. Портал.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Маньеризм" в других словарях:

  • Маньеризм —         (итал. manierismo, от maniera приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы.… …   Художественная энциклопедия

  • Маньеризм —  Маньеризм  ♦ Maniérisme    Чрезмерное увлечение тонкостью стиля, обычно ведущее к барокко. Хрупкость и вытянутость форм, вычурность, а то и витиеватость композиции, трудно уловимые, почти неопределимые чувства, порой болезненные, складываются в… …   Философский словарь Спонвиля

  • Маньеризм — Маньеризм. Парамиджанино. Женский портрет (т.н. Антея ). 1535 37. Национальный музей и галерея Каподимонте. Неаполь. МАНЬЕРИЗМ (итальянское manierismo, от maniera манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отошедшее от… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МАНЬЕРИЗМ — (итал. manierismo от maniera манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАНЬЕРИЗМ — МАНЬЕРИЗМ, маньеризма, мн. нет, муж. (франц. maniérisme) (иск.). Стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого нибудь большого мастера или определенной художественной школы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • маньеризм — сущ., кол во синонимов: 1 • стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Маньеризм — (итал. manierismo – манера, стиль) – направление в западно европейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Маньеристы утверждали неустойчивость и трагичность бытия, власть иррациональных сил, субъективность… …   Энциклопедия культурологии

  • маньеризм — а, м. maniérisme m. 1. Стиль в искусстве, отличающийся злоупотреблением какими л. приемами, какой л. манерой, обычно формально воспринятыми от большого мастера или школы; характеризуется манерностью, вычурностью. БАС 1. Очень удобно иметь в… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Маньеризм — Якопо Понтормо. Снятие с креста. 1526 1528 …   Википедия

  • Маньеризм — (от итал. manierismo вычурный, причудливый)    маргинальный художественноэстетический стиль, сочетавший (как правило, эклектично) свойства таких «больших» стилей, как Ренессанс и барокко, и существовавший в европейской культуре на протяжении XVI… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • маньеризм — (итал. manierismo, от maniera – приём, манера), стиль европейского искусства позднего Возрождения (14–17 вв.), проявившийся в живописи, литературе, архитектуре, музыке. Термин принадлежит художнику Дж. Вазари, который видел в маньеризме интерес к …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»