- Маньеризм
- Маньеризм
(итал. manierismo, от maniera - приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпретировали отдельные элементы творчества мастеров Высокого Возрождения. Они культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарно по своей сущности и ориентировано на узкий круг знатоков. Ярче всего маньеризм проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо и др.) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложнённость и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлинённость пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. Особую роль в произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчёркивается внутренняя напряжённость и замкнутость персонажей, обострённое субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощрённо-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают изощрённые атектонические, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 40-х гг. маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрёл черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвящённых аллегориями (живописцы Дж. Вазари, А. Бронзино, Ф. Цуккари и др.). В скульптуре (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Амманати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчёркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, стремлением к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В. Кардучо), Чехии (Дж. Арчимбольдо), а также широкое распространение маньеристической графики и декоративно-прикладного искусства. Влияние маньеризма во многом определили творчество представителей первой школы Фонтенбло во Франции 1520-40-х гг., но вскоре европейский маньеризм выродился в космополитическое течение во второй школе Фонтенбло в конце XVI - начале XVII вв., а также в Германии и Нидерландах середины и второй половины XVI в. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой - Караваджо и распространение караваджизма ознаменовало конец маньеризма, утверждение барокко и мощных реалистических течений в европейском искусстве XVII в.
Пармиджанино. Женский портрета (т. н. "Антея"). 1535 - 1537. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.
П. Лигорио. Фонтан "Орган" на вилле д'Эсте в Тиволи (между 1550 - 1572).
Литература: Б. Р. Виппер, Борьба течений в итальянском искусстве XVI в., М., 1956; А. А. Аникст, Концепция маньеризма в искусствознании XX века, в кн.: Советское искусствознание'76, в. 2, М., 1977; Hauser A., Der Mannierismus, die Kunst der Renaissance und der Ursprung der modernen Kunst, Mьnch., 1964; Murray L., The High Renaissance and mannerism: Italy, the North and Spain, N. Y., 1977.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)маньери́зм(итал. manierismo, от maniera – манера, приём), направление в западноевропейском, главным образом итальянском, искусстве сер. и кон. 16 в., отразившее кризис гуманистических идеалов эпохи Возрождения. Произведения маньеристов пронизаны ощущением трагических диссонансов бытия, власти над человеком иррациональных сил. Подражая внешним приёмам Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и др. мастеров Высокого Возрождения, маньеристы утверждали служение «субъективной идее» художника в противоположность ренессансному принципу следования природе. На смену ясной гармонии пришли неустойчивость композиции, усложнённые, манерно изощрённые формы, деформированные фигуры, чрезмерные, внутренне напряжённые, нервные движения, никак не мотивированные сюжетом. Красота детали становилась важнее красоты и гармонии целого. В искусстве маньеризма, ориентированном прежде всего на утончённые вкусы аристократии, возродились некоторые черты рыцарской культуры Средневековья. Ведущими представителями маньеризма в живописи были Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, Р. Фьорентино, Дж. Вазари, Б. Бандинелли, Ф. Цуккаро, Дж. Романо; в скульптуре Б. Челлини, Джамболонья.
Ф. Пармиджанино. «Мистическое обручение св. Екатерины». 1525—27 гг. Национальная галерея. Лондон
Я. Понтормо. «Снятие с креста». Ок. 1528 г. Капелла Каппони церкви Санта-Фелисита. Флоренция
Ф. Пармиджанино. «Автопортрет в выпуклом зеркале». Ок. 1524 г. Художественно-исторический музей. Вена
В др. европейских странах к маньеристам относятся Н. дель Аббате и представители Первой школы Фонтенбло – Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший и А. Карон (Франция), В. Кардучо (Испания), X. Голциус, К. ван Мандер, Ф. Флорис, Корнелис ван Харлем (Нидерланды), Арчимбольдо (Чехия). Отдельные черты маньеризма присущи произведениям Эль Греко. В архитектуре (Б. Амманати, Дж. Вазари, П. Лигорио, Дж. Романо) маньеризм проявился в произвольном смешении элементов различных ордеров, разрушении логичных связей между ними. Ренессансная ясность форм вытесняется стремлением к усложнённости декора, к подчёркиванию отдельных деталей.
Утверждение в итальянском искусстве рубежа 16–17 вв., с одной стороны, академистов болонской школы (братья Карраччи), а с другой – Караваджо и его последователей ознаменовало конец маньеризма и зарождение стиля барокко.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.