Стриндберг


Стриндберг
(Auguste Strindberg) — знаменитый шведский романист и драматург, род. в Стокгольме в 1849 г. Жизнь его была полна лишений, разочарований и нравственных потрясений. Не кончив курса в университете, он часто менял род занятий, был учителем, телеграфистом, библиотекарем, служил в театре, занимался живописью и, наконец, сосредоточился на литературной деятельности. Преследования со стороны общества и правительства заставили С. в 1884 г. покинуть родину. Он много путешествовал по Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Дании и до сих пор ведет кочующий образ жизни. С. начал писать в спокойном тоне, защищая в журнальных статьях, исторических очерках, стихах и драматических пьесах демократические принципы; потом он перешел в озлобленный сатирический тон и начал свои нападки на общество с беспощадного обличения женщин. Его возмущало крайнее развитие феминизма в Скандинавии; он стал доказывать, что женская эмансипация — великое зло, так как она усиливает влияние женщины, и без того пагубное для общества. В 1884 г. он написал 12 повестей под общим заглавием "Очерки из брачной жизни". В них С. еще довольно спокойно и даже с юмором описывает мелкие невзгоды и разочарования семейной жизни, превращение поэтичной, любящей невесты в сварливую и мелочную хозяйку дома, переход от возвышенного счастья влюбленной четы к унижающей душу будничной прозе жизни. Рассказы написаны с беспощадным реализмом и вместе с тем очень просто и наивно. В более резком, фанатическом тоне написана драматическая трилогия С. "Отец" (1877), "Девица Юлия" и "Заимодавцы" (1889). В них женщина рисуется как исчадие ада, воплощающее в себе силу и обаяние его над душою человека. Чувствуется нечто средневековое и католическое в том непритворном ужасе, с которым С. смотрит на женщину. В "Отце" рисуется беспощадная жадность женщины и ее грубая привязанность к земным благам: отец, застраховавший свою жизнь, ясно сознает, что ему непременно нужно поскорее умереть ради своих дочерей, которым деньги дороже и нужнее, чем его жизнь. В "Девице Юлии" женщина — воплощение низших чувственных инстинктов, грубая самка: утонченная аристократка с изнеженными нервами отдается лакею и любит его за грубость, за то, что он не стесняется поднять на нее хлыст. В "Заимодавцах" С. доказывает, что в женщине нет ничего оригинального, что она ничего не создает, но чрезвычайно хитро эксплуатирует мужской ум и мужскую душу. По силе и уменью изображать болезненность и изломанность современной души эти три короткие драмы принадлежат к числу самых сильных и оригинальных произведений современной литературы. На ту же тему написан большой роман "Исповедь Безумца" (1893), где женщина представлена апокалиптическим чудовищем, которое хочет творить зло и имеет для того неисчерпаемые силы. Герой повести сливается с автором, описывающим пережитые им самим душевные состояния. Объективная психологическая правда отсутствует в повествовании, похожем большею частью на бред; но такова захватывающая сила художественного таланта С., что созданный им образ женщины-дьявола, утонченно и могущественно лживой, кажется глубокой правдой. Дальнейшие романы и драмы С. написаны под влиянием новейших философских течений. В двух романах, "Чандала" и "Аксель Борг", С. отражает учение Нитцше о сверхчеловеке. Презрение Нитцше к толпе пришлось очень по душе С., пессимизм которого крайне аристократичен. В идее "сверхчеловека" заключается и понятие о существовании низшего человека (Unter-Mensch); власть последнего настолько же унижает человечество, насколько наступление царства сверхчеловека вознесет его выше его теперешнего состояния. В "Чандала" С. изображает целую касту низших существ, рабов в духовной жизни. Роман написан в виде сказки, и вопрос о добре и зле решается в духе Нитцше. Его герой — сверхчеловек, который борется против низшего человека, духовного пария. Их борьба символизирует для С. борьбу инстинкта и духа. В "Акселе Борге" (1891) также представлен непримиримый контраст между героем, почти воплощающим в себе Нитцшевского сверхчеловека, и той жизнью, которую он видит вокруг себя. По своей художественности, особенно в описаниях природы, это — одно из лучших произведений С. Заканчивается оно тем, что герой навсегда отрекается от общения с людьми и уезжает "в открытое море", обрекая себя на одиночество. В новейших своих произведениях — "Легенды", "Путь в Дамаск" — С. все более обнаруживает крайне нервную возбужденность, доходящую то до мании преследования, то до религиозного бреда. Здесь замечается крутой поворот в сторону христианства и смирения, отрицание прежней гордыни. С. сохранил прежнюю силу художественного изображения, но идейные его замыслы становятся спутанными. В общем С. — один из самых оригинальных современных писателей, яркий поборник индивидуализма, часто доходящий до крайности и слишком склонный к одностороннему освещению жизни. Все его
произведения (кроме вышеназванных, он написал еще прекрасную драму "Маргит, жена кавалера Бенгста", сатиру "Красная комната", мистерию "Олоф" и др.) переведены на немецкий и на франц. языки; драмы и некоторые повести имеются и в русском переводе.
З. Венгерова.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Стриндберг" в других словарях:

  • Стриндберг — Стриндберг, Юхан Август Юхан Август Стриндберг Johan August Strindberg Дата рождения: 22 января 1849 …   Википедия

  • Стриндберг — Август (1849 1912) крупнейший шведский писатель, беллетрист и драматург. Сын предпринимателя и служанки. Сильно нуждаясь в молодости, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актера и др.). В литературе С. дебютировал в начале 70 х гг.… …   Литературная энциклопедия

  • Стриндберг — Стриндберг, Август (1849 ?) знаменитый шведский романист и драматург. Начал свою литературную деятельность с защиты демократических принципов в журнальных статьях, очерках и пьесах, за что подвергся преследованиям со стороны правительства и… …   1000 биографий

  • СТРИНДБЕРГ — (Strindberg) Юхан Август (1849 1912), шведский писатель. Исторические драмы Местер Улоф (1872; стихотворная редакция 1877), Густав Ваза , Эрик XIV (обе о народоправстве, 1899); в русле реализма социально критический роман Красная комната (1879),… …   Современная энциклопедия

  • Стриндберг — (Auguste Strindberg) знаменитый шведский романист идраматург, род. в Стокгольме в 1849 г. Жизнь его была полна лишений,разочарований и нравственных потрясений. Не кончив курса в университете,он часто менял род занятий, был учителем, телеграфистом …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Стриндберг — (Strindberg)         Юхан Август (22.1.1849, Стокгольм, 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867 72 (с перерывами) учился в Уисальском университете. В кандидатской диссертации… …   Большая советская энциклопедия

  • Стриндберг Ю. — …   Википедия

  • Стриндберг Ю. А. — …   Википедия

  • СТРИНДБЕРГ — (Юхан Август С. (1849 1912) шведский писатель) Памяти Августа Стриндберга Посв. АБ914 (III,149) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Стриндберг Ю. А. — СТРИ́НДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (1849–1912), швед. писатель. Ист. драмы Местер Улоф (1872, стихотв. ред. 1877), Густав Ваза , Эрик XIV (обе 1899, о народоправстве); в русле реализма – социально критич. ром. Красная комната (1879),… …   Биографический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Стриндберг» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.