Развод расторжение брачной связи


Развод расторжение брачной связи
— расторжение брачной связи (vinculum matrimonii, Eheband) при жизни супругов по просьбе одного из них или обоих; от разлучения (см.) Р. отличается тем, что при нем не только прекращается супружеское общение, но и расторгается брачная связь. История Р. у народов европейской культуры складывается под влиянием народных традиций, римского законодательства, церковных учений и освободительных стремлений XVIII и XIX вв. Варварские народы, подпавшие влиянию римской цивилизации и христианства, не видели препятствия к Р. по обоюдному усмотрению обоих супругов, а Р. по одностороннему желанию мужа встречал преграду только в имущественных соображениях (потеря цены, уплаченной за невесту; возвращение приданого) и в страхе мщения со стороны родичей жены. В древности, при порабощении женщины и фактическом существовании полигамии, у жены не могло быть самостоятельного права на Р. В Риме Р. сперва составлял прерогативу мужа, но также и право отца жены при браке sine manu. К концу республики в связи с эмансипацией женщины Р. сделался правом каждого из супругов. Смена мужей и жен в римском обществе начала империи вошли в поговорку. Юристы считали стеснение свободы Р. таким же насилием, как и принуждение ко вступлению в брак. Реакционное законодательство начала империи не препятствовало свободе Р. по взаимному согласию, ограничиваясь созданием форм, гарантировавших достоверность события, и введением имущественных невыгод для виновного супруга при Р. по одностороннему требованию; отсюда явилась необходимость регулировать поводы Р., при которых ответчик освобождался от штрафов (бесплодие, сумасшествие, ссылка). Христианство сначала было бессильно уничтожить свободу Р. и влияло только на регламентацию поводов для односторонного требования Р. Только при Юстиниане последовало запрещение Р. по взаимному согласию; но до IX в. в византийском законодательстве встречаются отступления от этого запрещения. Юстинианово законодательство признало поводами к Р. государственную измену, посягательство на жизнь супруга, прелюбодеяние, неспособность к супруж. сожитию, заразительную болезнь, сумасшествие, бездетное отсутствие и пострижение. Западная церковь пришла к заключению, что Христос провозгласил брачный союз нерасторжимым и даже прелюбодеяние может оправдывать только разлучение от стола и ложа. Сообразно с этим католическое духовенство постепенно достигло полного уничтожения Р. и тем несомненно содействовало поднятию уважения к женщине в средние века; но оно осталось решительным противником Р. и в настоящее время, причем, кроме религиозного мотива, ссылается, говоря словами папской энциклики от 10 февраля 1880 г., на то, что "Р. расшатывает взаимные обязательства супругов, ослабляет любовь, поощряет неверность, подвергает риску защиту и воспитание детей, разрушает семейные связи, сеет раздор между семьями, принижает женщину и умаляет ее достоинство, ибо, послужив прихоти мужчины, она легко может быть брошена". Напротив, восточная церковь, находившаяся в бодлее тесном единении с светской властью, не выдвинула принципиального возражения против Р., ссылаясь на Ев. от Матф. XIX, 11 — "не все вмещают слово, но кому дано": нерасторжимость брака есть идеал, но человеческая немощь требует уступок. Все юстиниановские поводы к Р. перешли в каноническое право восточной церкви. Протестантизм, устранив из своей догмы учение о браке, как об одном из таинств, восстановил Р. Прелюбодеяние, с точки зрения протестантов, только потому указано в Евангелии как повод к Р., что лишь о нем и шла речь в беседе Христа с фарисеями, возможны, следов., и другие поводы, напр. злонамеренное оставление. Светское законодательство в некоторых протестантских странах увеличило число поводов к Р. и даже вернулось местами к принципу свободы Р. по взаимному согласию. Секуляризация брака (см. Гражданский брак) сделала Р. доступным и для католиков, но влияние клерикальной партии и страх перед крайними элементами отражаются в законодательствах строгим регулированием поводов к Р. и устранением Р. по взаимному согласию. В программах крайних левых партий и феминистов брак рассматривается как нравственный союз, который должен поддерживаться только нравственными средствами; отсюда требование безграничной свободы Р. как одной из гарантий женской независимости. Это воззрение не встречает, однако, отголоска ни в одном из западных законодательств, которые, напротив, всюду стоят на той точке зрения, что брак есть юридическое установление, которое не должно зависеть от произвола супругов. Непосредственное влияние светской юриспруденции сделало возможным приближение норм Р. к потребностям современной жизни. В ряду поводов к Р. физиологический элемент в браке не играет теперь господствующей роли; расширяется понятие нравственного поражения супружеской связи; получает значение экономический элемент (пьянство); наконец, Р. по взаимному согласию вследствие его технических преимуществ находит сторонников в ряду самых убежденных друзей существующего гражданского порядка. Против Р. по взаимному согласию обыкновенно приводят, что это согласие низводит брак на степень простого договора личного найма на срок и, облегчая до крайности Р., подкапывается под важнейшие устои общественного строя. Однако статистика показывает, что в странах, идущих впереди других по числу Р., — в Швейцарии и Соед. Шт. Сев. Америки — Р. по взаимному согласию не существует; наоборот, Норвегия является страной с небольшим количеством Р., хотя там Р. по взаимному согласию допускается. Количество Р., как это доказано статистическими работами Бертильона и Каролль-Райта, вообще меньше зависит от законодательных норм, чем от множества других причин. В частности, в Соедин. Штатах и Швейцарии Р. легки вследствие свободы усмотрения суда при оценке нравственного разлада между супругами. Напротив, при Р. по взаимному согласию супругам легче соблюсти приличие перед светом, сохранить свое достоинство перед детьми и не разглашать тайн, оскорбляющих и то, и другое. Формализм процесса может приводить к тому, что Р. на самом деле только и бывает, что по взаимному согласию; последнее, наоборот, может быть так обставлено, что исключается всякая мысль о произволе. В ряду поводов для одностороннего требования Р. спорным является сумасшествие, возникшее уже при существовании брака. С идеальной точки зрения сумасшествие есть несчастие, которое здоровый супруг должен разделять, как и вообще горе и радости супружества; но соображения об экономическом благосостоянии здорового супруга, лишенного правильного хозяйства, о нравственной опасности от незаконных связей, о детях, не получающих правильного воспитания и надзора, берут иногда верх. Правильная оценка Р. как социльного явления становится возможной благодаря статистическим исследованиям. Ими доказывается, напр., что жены чаще ищут Р., чем мужья; так, в Соедин. Штатах Северной Америки за время с 1867 по 1886 г. искало Р. 112540 мужей в 216176 жен. В ряду поводов к Р. первое место занимают злонамеренное оставление и жестокое обращениe или оскорбление; только затем уже следует прелюбодеяние. В Соединенных Штатах за 1867—1886 гг. получили Р.:

по жалобе на прелюбодеяние

38184 мужа

29502 жены жестокое обращение

6122 мужа

45473 жены оставление

51485 мужей

75191 жена пьянство

1434 мужа

12432 жены нерадение о семье


7955 жен

Статистика показывает, наконец, что Р. чаще в городах, чем в селах, и что число их вообще всюду растет; влияние экономического фактора является первостепенным. Статистические данные сводятся или так, что сравнивают количество Р. с количеством существующих супружеств (наприм., в Швейцарии в 1896 г. на 1000 супружеств 2,13 Р.), или же так, что определяют пропорцию Р. к количеству браков данного периода; последнего порядка держится Каролль-Райт, из труда которого взяты цифры, приведенные ниже.

Во Франции Р. введен законом 20 сент. 1792 г. под влиянием жирондистов "во имя индивидуальной свободы, несовместимой с нерасторжимостью супружества" и как последствие приравнения брака к обыкновенным гражданским договорам. Закон различил Р. по определенным поводам (между прочим эмиграция, 5-летнее безвестное отсутствие, сумасшествие), Р. по взаимному согласию (требовалось представление удостоверения семейного совета о безуспешности примирения) и Р. по требованию одного из супругов вследствие несходства характеров (с более продолжительной процедурой примирения). Разлучение (см.) от стола и ложа было отменено. Количество Р. в революционную эпоху, особенно о городах, было колоссально; напр., в VI году в Париже было больше Р., чем браков; потом число Р. стало понижаться, но все же в Х году на 3000 браков было 900 Р. Гражданский кодекс Наполеона (1803) представлял собой реакцию против этого явления; уничтожен был Р. по несходству характеров, но остался Р. по взаимному согласию; определенные поводы сведены к трем: прелюбодеяние, причем муж отвечал только при его квалификации (любовница в общей квартире супругов), жестокое обращение или тяжкое оскорбление (судебная практика со временем подвела сюда случаи простого прелюбодеяния мужа), присуждение к позорящему наказанию. В угоду католицизму восстановлено было разлучение. Если в период с 179 по 1803 г. противники Р. доказывали количеством случаев опасность самого института для гражданского строя, то теперь этот аргумент пал: за десятилетие с 1806 по 1815 г. один Р. или разлучение приходились на 1270 браков во всей Франции и на 75 в Париже. Однако в 1816 г. Р. был уничтожен вследствие признания католицизма господствующею религией, и осталось одно разлучение В начале 30-х гг. делались попытки восстановить Р., но проекты, принятые палатой депутатов, всякий раз отвергались пэрами. С 1876 г. началась деятельная агитация (Наке) за восстановление Р. по закону 1793 г.; принятый после продолжительной парламентской борьбы закон 27 июля 1884 г. восстановил правила гражданского кодекса, но без Р. по взаимному согласию; допущены только прежние три повода (квалификация прелюбодеяния мужа не принята). Иск о Р. должен быть предъявлен лично; в случае болезни истца суд сам является к нему, чтобы принять прошение. При Р. вследствие жестокого обращения или тяжкого оскорбления суд может позволить жене временно оставить дом мужа и затем постановить решение о Р., если в течение года не последует примирения. Решение о Р. теряет силу, если оно в течение двух мсяцев не предъявлено чиновнику гражданского состояния для регистрации. Последствия Р.: жена не может вступить в новый брак ранее 10 месяцев: брак с соучастником прелюбодеяния не допускается; виновная сторона теряет все имущественные выгоды, установленные брачным договором или позже; напротив, правый супруг сохраняет право на все представленные ему выгоды; суд может назначить правому супругу, буде и доколе он нуждается, пенсию не свыше 1/3 доходов виновного; дети отдаются правому супругу, но суд в интересах детей может распорядиться иначе, хотя во всяком случае права родительского надзора и воспитания не утрачиваются и обязанность давать содержание не прекращается. Наряду с Р. по закону 1884 г. сохранено и разлучение. В 1886 г. во Франции 1 P. приходился на 4 6 браков. В Бельгии нормы Наполеонова кодекса действуют непрерывно. Кроме вышеупомянутых трех поводов (с квалифицированным прелюбодеянием мужа), допускается Р. по взаимному согласию, если муж не моложе 25 лет, жена — 21 года, брак длится по крайней мере 2 года, но не более 20 лет, и жена не старше 45 лет; родственники должны удостоверить, что примирение невозможно. Параллельно с Р. существует и разлучение. В период с 1867 по 1886 г. на 183 брака приходилось одно расторжение (т. е. Р. или разлучение); число разлучений мало колеблется (66 в 1867 г., 68 в 1886 г.), число Р. растет (в те же года — 64 и 28). В Голландии по гражданскому уложению 1838 г. Р. по взаимному согласию допускается только после разлучения, длившегося пять лет. Поводы к Р. — прелюбодеяние (одинаково для обоих полов), злонамеренное оставление, жестокое обращение, тюремное заключение не менее чем на 4 года. Как и в Бельгии, суд обеспечивает на время процесса алименты жены и определяет, где находиться детям. Р. сопровождается разделом имущества, но без имущественных невыгод для виновного. Во всей стране было в 1867 г. 133 расторжения (в том числе 20 разлучений), в 1886 г. — 418 (l03 разлучения): одно расторжение приходилось в 1667 г. на 225 браков, в 1886 г. — на 72 брака. В Германии судебная практика общегерманского права увеличила число поводов для Р., признанных протестантским каноническим правом (прелюбодеяние и злонамеренное оставление), случаями тяжкого нравственного оскорбления, жестокого обращения, отказа от несения супружеских обязанностей. Особенно легко допускался Р. по прусскому уложению 1794 г., видевшему в браке преимущественно учреждение для деторождения; поводами к Р. признавались неизлечимая физическая болезнь, приобретенная во время брака, сумасшествие, перемена религии; кроме того, допускался Р. по взаимному согласию (при отсутствии детей) и даже P по одностороннему отвращению. Саксонское уложение 1863 г. ближе к протестантскому каноническому праву, но и оно знает такие поводы, как перемена религии, сумасшествие и болезнь жены, препятствующая супружеской жизни. Общегерманское гражданское уложение принципиально затрудняет Р., допуская его вообще только при условии вины одного из супругов; различаются поводы абсолютные (прелюбодяние, покушение на жизнь, злонамеренное оставление) и относительные, точно в законе не обозначенные (когда союз потрясен тяжким нарушением супружеских обязанностей, бесчестным или безнравственным поведением); оценка индивидуального случая зависит здесь от степени образования, общественного положения и личности супругов, и потому предоставляется усмотреннию суда решить, имеется ли повод для Р. Единственным отступлением от принципа вины является внесенная в уложение после упорной парламентской борьбы норма о Р. в случае сумасшествия, если оно длится уже 3 года и нет надежды на восстановление духовного общения. Право на Р. погашается прошением и истечением 6 месяцев со дня обнаружения вины. В решении суда должно быть указано, кто виновная сторона; могут быть признаны виновными и оба супруга. Жена сохраняет фамилию мужа, но может принять и прежнюю; если жена одна признана виновной, муж может воспретить ей носить его фамилию. Если муж один признан виновным, он обязан давать бывшей своей жене соответствующее содержание в виде денежной ренты — и обратно, если муж не в состоянии сам содержать себя; обязанность эта переходит на наследников обвиненного супруга. При Р. по сумасшествию здоровый обязан давать больному пожизненное содержание. По пандектному праву и по прусскому уложению виновный подвергался еще имущественным штрафам; этого нет в новом уложении, как нет и франц. нормы о сохранении правым супругом всех обещанных ему выгод; виновный обязан только возвратить подарки. Забота о детях переходит к правому супругу; если виновны оба супруга, то дети до 6 лет отдаются матери, сыновья старше 6 лет — отцу; опекунское установление может распорядиться иначе; оно же регулирует право свиданий. До нового уложения в некоторых немецких государствах существовал еще Р. по определению верховной власти. На всю Германию в 1 8 86 г. на 372318 браков приходилось 6078 Р., или 1:61. В Австрии P. существует только для некатоликов и возможен вследствие непреодолимого отвращения по требованию обоих супругов, но после предварительного разлучения; другие поводы к Р. — тюремное заключение на 5 лет, жестокое обращение, покушение на жизнь или здоровье, злонамеренное оставление, прелюбодеяние. Недействителен брак с соучастником прелюбодеяния. Суд (с 1868 г. место духовного суда занял светский) назначает жене и детям приличное содержание на время процесса: виновный супруг утрачивает, правый — сохраняет права по завещательным договорам. При 8,65% некатолического населения Австрии в 1886 г. было 670 разлучений у католиков и 90 Р. у остальных; одно расторжение приходилось на 237 браков. В Венгрии поводы к Р. почти те же: при 50,18% католического населения в 1836 г. одно расторжение приходилось на 186 браков. В Швейцарии до 1874 г. Р. существовал в большей части кантонов, и почти везде рядом с ним существовало разлучение. Федеральный закон 1874 г. отменил разлучение, как суррогат Р., и ввел во всей стране Р., причем регулировал только поводы к Р., последствия же его предоставил определять кантональным законодательствам. Р. по взаимному согласию нет; но когда иск о Р. предъявлен обоими супругами, суд может произнести Р., если совместная жизнь, по убеждению суда, стала невозможной. Законными поводами, кроме прелюбодеяния (6-месячная давность), злонамеренного оставления, покушения на жизнь, присуждения к позорящему наказанию, служат также жестокое обращение или тяжкие обиды и сумасшествие, признанное после 3 лет неизлечимым. Кантональные законодательства разнятся в определении последствий Р. Жена всюду сохраняет кантональное подданство мужа, но в 9 кантонах (в том числе Цюрих, Женева) теряет право носить его имя; она получает обратно свое имущество; невиновная сторона имет право на вознаграждение (в Цюрихе, напр., единовременное или периодическое, причем размер его зависит от степени вины и от степени ущерба для правого супруга и детей, но не может превышать 1/4 имущества виновного; в случае увеличения благосостояния суд может назначить прибавку). Подробно определяется судьба детей; напр., в Цюрихе до 6 лет они остаются у матери, в других кантонах преимущественное на них право признается за обиженной стороной, но всюду окончательное решение принадлежит суду в зависимости от интереса детей. Кроме Р., федеральный закон 1874 г. ввел временное разлучение как меру испытания и примирения. Швейцария в ряду европейских стран занимает первое место по количеству Р.; в период 1867—86 гг. один Р. приходился на 22 брака. В Англии реформация почти не отразилась в области Р. До 1857 г. Р. возможен был только в законодательном порядке, по парламентскому акту, и только в случае прелюбодеяния жены. Брачное право оставалось в ведении церковных судов, которые могли или разлучить от стола и ложа, или прекратить брак в случае его недействительности по каноническому праву. В 1857 г. для дел о Р. учрежден был светский суд, и с тех пор впервые появился Р. по судебному решению; поводом может быть только прелюбодеяние жены и квалифицированное, соединенное с другими проступками, прелюбодеяние мужа. В Шотландии поводом к Р. может быть еще злонамеренное оставление. Вспомогательным институтом к Р. является как здесь, так и в Англии судебное разлучение. С 1867 по 1886 г. одно расторжение брака (считая и Р., и разлучение) приходилось в Англии на 718 браков, в Шотландии — на 444 брака. В Соед. Штатах Сев. Америки Р. относится к области законодательства и к юрисдикции отдельных штатов, а не союза. Совсем нет Р. в Южной Каролине; только в случае прелюбодеяния он допускается в Нью-Йорке. В других штатах поводы к Р. весьма разнообразны; наиболее типичны, кроме прелюбодеяния (простого или квалифицированного), — злонамеренное оставление, сознательное нерадение (недоставление жене средства к существованию или защиты), привычное пьянство (начавшееся после брака, или длящееся не менее 1—3 лет, или связанное с расточением имущества и т. д.), жестокое обращение и тяжкое оскорбление, осуждение за преступление. Сумасшествие — повод к Р. только в Арканзасе. Р. по взаимному согласию нет нигде; тем не менее Р. чрезвычайно легки, потому что суды широко толкуют понятия нерадения, оскорбления, оставления и т. д. В Вашингтоне поводом к Р. служит все, что суд найдет достаточным для своего убеждения в невозможности дальнейшей совместной жизни. Р. не допускается в случае потворства (согласия истца), стачки (с целью обмануть суд), прощения, пропуска срока, истечения не соразмерно продолжительного времени, встреч ного обвинения в деянии, обосновывающем Р.; вообще и законодательство, и юриспруденция настаивают на том, что Р. касается всего общества не менее, чем самих сторон. Суд регулирует имущественные отношения (алименты на время процесса и приличное содержание жены и детей после Р.) и судьбу детей. В различных штатах виновный осуждается на безбрачие, а при жизни правого или на срок, или до разрешения суда; брак с соучастником прелюбодеяния местами запрещается; местами, напротив, общественное мнение его поощряет (как в Англии). В 18 штатах суд изменяет фамилию правой жены. Кроме Р., в Соед. Штатах существует еще "ограниченный Р." (limited divorce), или разлучение по суду. Прежде в некоторых штатах возможен был также Р. по постановлению законодательных собраний; в 1886 г. это окончательно воспрещено. За 20 лет с 1867 по 1886 г. население в Соед. Штатах увеличилось на 30,1%, a количество Р. — на 79,4%. В 1867 г. всех Р. было 9937, в 1886 г. — 25535. По отдельным штатам средние отношения числа Р. к числу браков разнится: один Р. приходится в Коннектикуте на 11,32 браков, в Род-Айланде на 11,11, в Массачусетсе на 31,28. В Швеции Р. дается духовными судами, но также и королем, в государственном совете. Поводами служат между прочим недозволенное сожитие любой стороны с третьим лицом после обручения, бесплодие, неизлечимая заразительная болезнь, сумасшествие, покушение на жизнь. Король может дать Р. в случае позорящего преступления, пьянства, расточительности и несходства характеров. Виновный в прелюбодеянии муж теряет половину общего имущества, виновная жена — свое приданое. Иск невозможен в случае прощения, собственной вины, пропуска 6 месяцев со дня обнаружения вины. В 1886 г. один Р. приходился на 133 брака. В Норвегии поводами к Р. в общих судах являются (кроме канонических) безвестное отсутствие, импотенция, заразительная болезнь, пожизненная каторга после 7 лет наказания. Кроме того король дает Р. по взаимному согласию супругов, но только после 3-летнего разлучения; новый брак в этом случае допускается только с особого разрешения. В 1884 г. одно расторжение брака приходилось на 245 браков. В Дании приняты те же поводы к Р., а сверх того и взаимное согласие, когда есть налицо условия для законного разлучения (жестокое обращение, тяжкое оскорбление или вообще невыносимая совместная жизнь). Суд должен быть убежден в искренности обвинения и в чувствительности к обиде. Новый брак виновного требует разрешения. Как и в других странах, суд решает вопрос о детях. Дания занимает следующее место после Швейцарии по числу Р.; в период 1871—81 гг. одно расторжение приходилось на 27 браков. В христианских государствах Балканского полуострова поводы к Р. определяются каноническим правом православной церкви (см. выше). В Румынии поводы к Р. определяются гражданским кодексом, во многом списанным с французского Code civil; допускается Р. по взаимному согласию. Разлучения не существует. В период 1870—80 г. был один Р. на 94 брака. В России с введением христианства Р. стал регулироваться византийскими источниками церковного и светского законодательства; но в течение многих столетий жизнь вовсе не согласовалась с чужеземными нормами. Так, византийские источники определяли, что жена в праве требовать Р. в случае покушения на ее целомудрие, ложного обвинения ее в неверности, государственного преступления мужа и т. п.; но в действительности с этим правом не согласовались безграничная власть мужа даже над жизнью жены и презрительный взгляд на женщину вообще еще в московский период. Насильственное пострижение жен и заточение в монастырь было преобладающей формой Р. С другой стороны, церковное учение о нерасторжимости брака вне определенных поводов сталкивалось на практике с Р. по взаимному согласию, и только с XIX в. в законе строго проводится запрещение таких P. Начавшееся в синодской практике в XVIII в. сокращение числа определенных поводов к Р. завершилось при издании в 1839 г. "Книги правил", сделавшейся источником действующего законодательства; все поводы сведены к прелюбодеянию, неспособности, безвестному отсутствию и лишению всех прав состояния; исчезли доводы, указанные в византийских источниках (заразительная болезнь, сумасшествие) и в памятниках русского происхождения (растрата имущества жены, жестокое обращение с женой, если за нее вступились родичи). Действующее законодательство о Р. отличается крайней бедностью норм. Имущественные последствия не регулируются ввиду раздельности имуществ; но так как жена, добившаяся Р., тем самым теряет право на содержание, то Р. становится привилегией состоятельных людей. Только в Черниговской и Полтавской губ. сохранились имущественные невыгоды для виновного. Судьба детей после Р. также совсем не регулируется. Прелюбодеяние признается одинаковым поводом к Р. для обоих супругов; виновный осуждается на вечное безбрачие, даже после смерти другого супруга. Закон не определяет последствий вины обоих супругов, не решает вопросов о стачке, не предусматривает случая фактического примирения после обнаружения вины, не знает сроков для возбуждения дела; на некоторые из этих важных вопросов ответ может быть найден только в источниках, недоступных тем, кого эти вопросы ближе всего касаются. Импотенция считается поводом к Р. только в таком случае, если она возникла до брака, и лишь после 3-летнего ожидания. Безвестное отсутствие должно длиться 5 лет. В 1885 г. дано 23 Р. вследствие неспособности, 167 по прелюбодеянию, 668 по безвестному отсутствию и 292 вследствие лишения всех прав состояния. Р. всегда относился к компетенции церковной власти (впрочем, в XVIII в. бывали случаи Р. по высочайшему повелению), но притязание ее на контроль над каждым отдельным случаем не могло осуществиться, пока держался обычай составления разводных писем духовниками; только с XVIII в., и то медленно, начинается подчинение Р. правильному суду. Производство дел о Р. сосредоточилось в консисториях, решения утверждались или постановлялись архиереями; с 1805 г. все дела о Р. обязательно поступают на ревизию в Св. Синод. Неудовлетворительность духовного суда по делам бракоразводным сознается всеми. Еще в 1767 г. Св. Синод в наказе своему депутату в комиссии составления законов высказался за производство следствия светскими органами; в ряду поводов к Р. предполагались своевольная отлучка жены, отнятие мужем у жены имения и причинение ей побоев и мучений. В 1809 г. проект гражд. уложения признавал поводами к Р. покушение на жизнь, тяжкие обиды, ложный донос или обвинение жены в прелюбодеянии, лишение свободы, похищение имения жены, ее побег и предполагал передать производство дел светским судам, с тем чтобы на основании решения светского суда духовная власть только постановляла приговоры о Р. Проект передачи дел светским судам и вообще самое включение в гражданское уложение норм о Р. встретили возражение со стороны Св. Синода и его обер-прокурора, и с тех пор материальное право только ухудшилось, а процессуальное осталось без перемен; изгнанная отовсюду система формальных доказательств сохранилась только в самой деликатной и интимной области человеческих отношений; соглашение "о взятии на себя вины" предшествует почти всякому иску о Р.; очевидцы - свидетели обыкновенно носят на себе тару лжесвидетелей; в обществе господствует убеждение, что процесс о Р. крайне дорог, хотя закон не знает судебных издержек. Для раскольников Р. возможен по тем же поводам, но компетентными являются окружные суды. Для протестантов судебными инстанциями в делах о Р. служат местные и генеральная евангелическо-лютеранские консистории; поводы по Уставу иностр. исповд. — неизлечимая прилипчивая или отвратительная болезнь, развратная жизнь, пьянство или расточительность, злонамеренное оставление, отвращение или неспособность, жестокое обращение и тяжкое оскорбление, намерение лишить чести и свободы, сумасшествие (через год: обязанность обеспечить). Прелюбодеяние перестает быть поводом к Р. в случае вины самого жалобщика, прощении или пропуска годичного срока. Новый брак может быть разрешен, если обиженная сторона умерла, или дала согласие, или сама вступила в брак. У магометан и евреев Р. ведается их духовными властями. В Финляндии Р. допускается в случае прелюбодеяния, злонамеренного оставления, безвестного отсутствия, телесных недостатков и заразительной болезни; прелюбодеяние отпадает как повод в случае прощения и компенсируется виной другого супруга. Имущественные последствия — как в Швеции. Для нового брака нужно согласие правого супруга; дети отдаются ему же, но суд может распорядиться иначе. В Прибалтийских губ. виновный муж обязывается выдавать жене приличное содержание; штрафов нет; дети обыкновенно отдаются невиновному; содержание их во всяком случае лежит на отце. В 1885 г. по всей империи у православных 1 P. приходился на 470 браков, у лютеран на 133 брака, в Финляндии на 254 брака, в губ. Варшавского округа на 182 (здесь Р. и у евреев относится к компетенции окружных судов; из общего числа 345 расторжений брака было 284 еврейских Р. и 21 католическое разлучение). Ср. Bertillon, "Etude d émographique du divorce" (1883); Vraye et Gode, "Le Divorce et la séparation de Corps" (1887); Dalloz, "Jurisp. géné r.", т. 39 ("S éparation de corps"); Carpentier, "Traité pratique et théorique du divorce" (1894); Glasson, "Le Mariage civil et le Divorce" (1880); Habrich, "D. Recht d. Ehescheidung in Deutschland" (1890); Richter, "Beiträge zur Geschichte des Ehescheidungsrechts in der Evangelischen Kirche" (1858); "Motive zum Entwurfe d. bü rgerlichen Gesetzbuchs" (1888, т. IV); Huber, "System u. Geschichte des Schweizerischen Privatrechts" (т. I, 1886); Stephen, "New Commentaries on the Laws of England" (т. I); "English and American Encyclop. of Law" (Divorce); Carroll Wright, "A report on M arriage and Divorce in the United States", (Вашингтон, 1891); Zhischmann, "D. Eherecht der orientalischen Kirche" (1864); Способин, "Р. в России" (1881); Загоровский, "О Р. по русскому праву" (1884).

M. Брун.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Развод расторжение брачной связи" в других словарях:

  • Развод — расторжение брачной связи (vinculum matrimonii, Eheband) при жизни супругов по просьбе одного из них или обоих; от разлучения (см.) Р. отличается тем, что при нем не только прекращается супружеское общение, но и расторгается брачная связь.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БРАК — общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) …   Православная энциклопедия

  • Семья — I. Семья и род вообще. II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. III. Семья и род у древних… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Семья — I. Семья и род вообще. II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. III. Семья и род у древних… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БРАК — в широком смысле социально организованные половые отношения между мужчиной и женщиной. В узком смысле Б. представляет собой гражданское состояние мужчины и женщины, их союз для образования семьи , рождения детей. Брачные отношения в современном… …   Социология: Энциклопедия

  • Брак (термин) — (лат. matrimonium или nuptiae, фр. le mariage; нем. die Ehe) термин, в обширнейшем, бытовом своем смысле, обозначающий продолжительный союз лиц разных полов с целью осуществления физических и нравственных требований человеческой природы, служащий …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Брак (термин) — (лат. matrimonium или nuptiae, фр. le mariage; нем. die Ehe) термин, в обширнейшем, бытовом своем смысле, обозначающий продолжительный союз лиц разных полов с целью осуществления физических и нравственных требований человеческой природы, служащий …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Брак в Древнем Риме — Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи …   Википедия

  • Римский брак — Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства[1]. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту[1]: для продолжения рода… …   Википедия

  • ДЕМОГРАФИЯ — (от греч. demos народ и grapho пишу), наука о закономерностях воспроиз ва нас. в обществ. историч. обусловленности этого процесса. Термин Д. появился в 1855 в названии книги франц. учёного А. Гийяра Элементы статистики человека, или Сравнительная …   Демографический энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.