Пшавы


Пшавы
грузины-горцы; в числе 9155 душ живут в Тионетском уезде Тифлисской губернии, занимая среднее течение Арагвы и оба берега Иоры, притока Алазани. Они большей частью высокого роста, с карими глазами и черными волосами. Известны в грузинской летописи буйным характером, непокорным духом и неустрашимой храбростью. Под именем "пховелей" они упоминаются как непобедимые противники римского полководца Помпея. Отрезанные от соседей ущельями и труднопереходимыми реками, П., в отличие от грузин, не знали ни сословий, ни крепостной зависимости. Они номинально подчинялись тионетскому моураву (наместнику) грузинских царей, оказывая последним помощь в случае опасности. Занимаются П. скотоводством и отчасти хлебопашеством. Живут 12-ю обширными кровными союзами или родами. Каждый из них имеет свои праздники, свои святыни, своих покровителей (ангелов-основателей). Над святыми отдельных родов возвышаются общий патрон всех П., "Латарис-Джвари", крест Георгия Лаша, царя грузин, и Тамарь-Мене — царица Тамара, причисленная у них к лику святых. П. считаются православными, но вера их представляет смесь христианской религии с язычеством. Из святых им известны св. Георгий, Богородица и Архангел. Не меньшим уважением пользуются местные герои и создания фантазии: Копала, Яхсарт, Пиркута — олицетворенные силы природы, Главным духовным лицом является хевис-бери (= почетный старец ущелья), соединявший некогда права и обязанности языческого жреца и христианского священника. В его руках сосредоточивалась духовная и светская власть. В военное время он предводительствовал, в мирное творил суд и расправу, а как духовное лицо венчал, крестил, погребал и причащал. Ныне хевис-бери не имеет более светской власти, но в духовной сфере он остается полным хозяином. Он выбирается по указанию "кадаги" (кликуши), служителя св. Георгия. Образ жизни хевис-бери и их помощников "дастури", которым принадлежит право резать жертвенных животных, отличается воздержанностью и строгостью. Публичное богослужение, органами которого являются хевис-бери, не устраняет весьма выработанного домашнего культа, стоящего в прямой связи с общественной организацией пшавов.
Подобно большинству кавказских горцев, П. живут кровными союзами, по родам. Род заключает в себе как членов одного происхождения, так и приемышей, вступление которых в общину сопровождается пиром. Культ общего предка является выражением родового единства. Родовая организация не исключает обособленного существования семейной общины, включающей в себя нередко до 40 человек. Как религиозный союз, семья, во главе которой стоят "мамакаци" и "дедакаци" (большак и большуха), является очагом культа покойников (общение с ними, кормление и почитание их). В судоустройстве и процессе, в гражданском и уголовном праве оба принципа организации П. — родовой и религиозный — выступают наглядно. Первый сказывается в замене начала индивидуализма началом кровной солидарности, второй — в допущении сверхчувственной неземной силы к решению тяжб и совершению сделок. Солидарность родственников выражается в решительном преобладании общинно-родовой собственности над собственностью личной; в безусловном подчинении женщины до замужества отцу и старшему в роду отца, а после замужества — мужу и старшему в роду мужа; в устранении женщин от наследования и в привилегированном положении ближайшего продолжателя рода — первенца. В уголовном праве характерны участие родственников в преследовании преступников и в платеже виры (композиции), непосредственное преследование целым родом преступных деяний, совершенных в родственной среде, и так называемое соприсяжничество. Религиозный принцип выступает в свадебном ритуале (приобщение к очагу равносильно приобщению к культу домашних божеств), в существовании особого суда Божия, в форме испытания обвиняемых кипящей водой, и в общераспространенности присяги — образом, светом зажженного огня, именем царицы Тамары и ее сына Лаша, наконец "матерью земли". Хотя семья П. построена на началах моногамии, но бесплодие жены и боязнь остаться без потомства, вызываемая религиозными мотивами (угрозой вечного скитальчества в загробной жизни), побуждает бездетного супруга, с согласия жены, взять в дом любовницу, дети от которой считаются законными. Бесплодие может служить поводом к отпущению жены мужем, сопровождаемому передачей ей личного ее имущества и вознаграждения в размере пяти коров. Обыкновенным явлением в семье, где нет законных детей мужского пола служит усыновление. На усыновленного распространяется право и обязанность кровной мести. Кровная месть применяется в случаях убийства, увечий и прелюбодеяний; похититель чужой собственности отвечает только своим имуществом. В гражданских и уголовных делах П. обращаются к выбору посредников или так называемых "шуакаци", обыкновенно в числе одного или двух с каждой стороны. Свидетельство женщин, в новейшее время, принимается при невозможности достигнуть установления судебной истины иным путем. К исполнению обязанностей соприсяжников они не допускаются. Женщина у П. считается существом нечистым. В период менструации ее загоняют на неделю в хлев. Она рожает безо всякой посторонней помощи, в особой плетенке, устроенной за пределами деревни. Несмотря на это уничиженное положение, женщина пользуется значительной свободой имущественной и личной. Первая выражается в существовании особого вида частной собственности, частью приобретенной личным трудом, частью перешедшей от матери. Личная свобода женщин, продолжающаяся до брака, сказывается в праве каждой девушки выбрать из аульной молодежи своего "цацалу" — нареченного брата, который спит с ней на одной постели. Лучшие песни П. посвящены восторженным описаниям женской красоты. Одаренные богатой фантазией и чуткой впечатлительностью, П. воспевают в своих легких и звучных "лексах" все проявления повседневной жизни, с ее радостями и печалями. Они вспоминают с благоговением царицу Тамару и царя Ираклия II, поют историю убийства Ростемом собственного сына Зураба.
Литература — см. Грузины. Сверх того: М. Ковалевский, "Пшавы" (этнографический очерк в "Юридическом Вестнике", 1888, февраль); А. Хаханов, "О пшавах" ("Этнографический Сборник", под ред. В. Ф. Миллера", вып. III, М., 1888); "Сборник песен пшавов", на грузинском языке, изд. Д. Хизанашвили (1887); Р. Эристов, "О тушино-пшаво-хевсурском округе".
А. Хах—ов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Пшавы" в других словарях:

  • ПШАВЫ — Грузины горцы, живущ. в Тионетском у. Тифлисск. губ. заним. скотоводством и хлебопашеством. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Пшавы — Историческая область Пшави …   Википедия

  • Пшавы —         этнографическая группа грузин (См. Грузины). Живут в Душетском районе Грузинской ССР, в бассейне р. Пшавская Арагви, а также компактными поселениями в некоторых районах Восточной Грузии. Говорят на пшавском диалекте грузинского. языка. В… …   Большая советская энциклопедия

  • ПШАВЫ — этнографич. группа грузин …   Советская историческая энциклопедия

  • Тионети — сел. Тифлисской губ., административный центр Тионетского у., на р. Иоре, на высоте 3627 фт. над ур. моря. 1330 жит. Близ Т. летом происходит лагерный сбор войск. Т. сообщается обыкновенной колесной дорогой (50 вер.) с Телавом, шоссейной с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кавказский край * — Границы, состав, пространство, численность и плотность населения. Природа и рельеф. Воды, морские берега, реки, озера, искусственное орошение. Климатические условия. Растительность, леса, животный мир, рыболовство. Этнографический состав… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тифлисская губерния — I занимает центральную часть Закавказья; имеет вид неправильного многоугольника, вытянутого с СЗ на ЮВ; граничит на С и СВ с Терскою и Дагестанскою обл., на З с Кутаисскою губ., на Ю с Карсскою обл. и Эриванскою губ., на ЮВ и В с Елизаветпольской …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кавказский край — Границы, состав, пространство, численность и плотность населения. Природа и рельеф. Воды, морские берега, реки, озера, искусственное орошение. Климатические условия. Растительность, леса, животный мир, рыболовство. Этнографический состав… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тифлисская губерния — Данные в этой статье приведены по состоянию на 1900 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье …   Википедия

  • ИОНА — (Василевский (Васильевский) Иоанн Семенович) (18.02. 1763, Калуга 22.06.1849, С. Петербург), митр. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузинского Экзархата РПЦ (1 окт. 1821 5 марта 1832). Род. в семье иконописца, причетника калужской ц. во имя… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.