Просфора

Просфора
(от πρός и φέρω, προσφορά — приносимое) — так назывались приношения из хлеба, вина и др., с которыми верные в древности приходили в храм к литургии и часть которых служила для таинства евхаристии, а остатки — для "вечерей любви" (см. Агапы), устраивавшихся сначала вслед за литургией. После того, как вечери любви были обособлены от литургии, П. называется специальной хлеб, употребляемый для совершения евхаристии. С древнейших времен, этот хлеб, нарочито приготовляемый, имеет форму несколько сплюснутого кружка, род небольшой толстой лепешки, с оттиснутым сверху изображением креста. Такой вид П. имела уже в IV в., о чем ясно говорит Епифаний Кипрский. Север Александрийский называет просфоры кружками, автор "Разговоров", изданных под именем св. Цезария, выражается, что тело И. Христа, его органы и члены, находятся на небе, а на алтаре имеется — "круг". Григорий Великий называет эти хлебы коронами. Сурий, в жизнеописании св. Отлиара (VIII в.), говорит, что когда открыли могилу этого святого, то нашли у него под головой маленькие хлебы в виде кружков (panis rotularis). О церкви восточной также известно, что в ней П. имела вид кружка с изображением креста. Позже, когда именно, неизвестно, при кресте появилась надпись: , имеющая близкое сходство, почти тожество, с надписью на знамени Константина Великого, как читает ее биограф Константина, Евсевий; в той и другой имеется слово NIKA. Но нужно думать, что надпись на евхаристийном хлебе древнее Константинова знамени, потому что в древнейших экземплярах печатей греческих евхаристийных хлебов на этих печатях вторая половина надписи значится не в полном составе слова (NIKA), а в сокращении , из чего следует, что надпись появилась еще до провозглашения христианства религией господствующей, когда это господство еще лишь предвиделось церковью. У сирийцев и египтян печать евхаристийного хлеба представляла несколько больших (посредине) и много маленьких изображений креста в форме decussata — ×, нередко с надписью кругом αγιος ίσχυρος. Такие же изображения встречаются сначала и в западной церкви — с крестами + и ×. Были приносимы евхаристийные хлебы с печатью приносившего лица. В нынешнем столетии в катакомбах Рима была найдена (Rossi, Bullet, 1865 г.) печать назначенная, судя по всем данным, для оттисков на евхаристийных хлебах: на ней значатся слова: Έυλογία Έυπόριω (Евпорий — имя приносителя). На Западе очень рано стали заботиться о том, чтобы евхаристийные хлебы были возможно меньшего объема. Один из соборов толедских уже узаконяет modica oblata. Для этой цели, по словам Мабильона ("De azymo"), была изобретена еще до XII века где-то на Западе железная машинка, дававшая определенный размер и вид евхаристийному хлебу, доведенному с течением времени до вида нынешних католических облаток. Такая операция возможна была только над хлебом пресным (опресники), но не над квасным, подымающимся и увеличивающимся в объеме во время печения, почему она и не могла распространиться на Востоке, где евхаристийный хлеб употреблялся только квасный. Имея везде вид круга, евхаристийный хлеб отличался в разных местах различными деталями формы, почему арльский собор (еще в VI в.) постановил, чтобы внешний вид евхаристийного хлеба был совершенно одинаков во всех церквах целой провинции. Изготовлением облаток для евхаристии на Западе занимались монахи в монастырях, при пении священных песней. Это производство в XIV в. описано подробно у Мартена ("De antiquis monachor. ritibus", II, 8). У Сирмонда ("Disquisitio de azymo", П., 1651) собраны образцы печатей на евхаристийных хлебах у греков, сирийцев, александрийцев и в западных церквах. В православной церкви просфора ныне состоит из двух наложенных один на другой кружков, из которых на верхнем имеется упомянутая выше древнейшая печать, изображающая четырехконечный крест, со словами: , окончательно введенная в практику московским собором 1667 года. В виде исключения, высшей церковной властью разрешается некоторым церквам особенно монастырям, иметь печати для просфор с другими изображениями, например с изображениями святого монастыря или праздника, в честь которого сооружен храм (Преображенский всей гвардии собор в СПб. имеет для просфор печать с изображением Преображения Господня и т. п.). Для единоверческих церквей дозволена печать с восьмиконечным крестом. Просфоры должны быть изготовляемы из лучшей пшеничной (а отнюдь не другой какой-либо) муки, замешаны на чистой воде, а не на молоке, безо всякой примеси, не должны быть помазываемы чем-либо, например, маслом или яйцами, должны быть сделаны из квасного теста, а не из пресного, чтобы не были черствые или "зацвелые", т. е. начавшие плесневеть. Для прихожан, желающих принести от себя просфору на проскомидию (см.) о здравии или молитве о своих присных, просфоры продаются в церкви же перед литургией.
Н. Б—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Просфора" в других словарях:

  • ПРОСФОРА — (греч.). См. ПРОСВИРА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОСФОРА греч. ta prosphora, от prospherein, приносить к чему. Квасный хлеб, служащий для совершения таинства причастия. Объяснение 25000… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • просфора — просфора, просфоры, просфоры, просфор, просфоре, просфорам, просфору, просфоры, просфорой, просфорою, просфорами, просфоре, просфорах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • просфора — ы; мн. просфоры, род. фор, дат. ам; и (разг.) ПРОСФОРА, ы; мн. просфоры, род. фор, дат. ам; ж. [греч. prosphora приношение]. Церк. В православном богослужении: пшеничный хлебец особой двусоставной формы, употребляемый для совершения обряда… …   Энциклопедический словарь

  • просфора — освященный хлеб, опреснок , народн. просвира, просвора, проскура, просквира, укр. проскура, блр. проскура, др. русск. просфора (Син. Патер. ХI в.; см. Срезн. II, 1588), просвира (Сборн. ХV в.; см. Срезн. II, 1564), проскура (Ефрем. Кормч., Срезн …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • просфора́ — просфора, ы; мн. просфоры, просфор, просфорам, о просфорах и просвира, ы; мн. просвиры, просвир, просвирам, о просвирах …   Русское словесное ударение

  • ПРОСФОРА — ПРОСФОРА, просфоры, жен. (церк.). см. просвира. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРОСФОРА — ПРОСФОРА, ы, мн. просфоры, просфор, просфорам, жен. То же, что просвира. | прил. просфорный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • просфора — просфорка, хлебец, облатка, панагия, дар, просвира, приношение Словарь русских синонимов. просфора сущ., кол во синонимов: 9 • антидор (2) • …   Словарь синонимов

  • Просфора — (от proV и jerw, prosjora приносимое) так называлисьприношения из хлеба, вина и др., с которыми верные в древности приходилив храм к литургии и часть которых служила для таинства евхаристии, аостатки для вечерей любви , устраивавшихся сначала… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПРОСФОРА — (греческое prosphora приношение) (просвира), в христианстве круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый для причащения …   Современная энциклопедия

  • ПРОСФОРА — (греч. prosphora приношение) (просвира) круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах (см. Причащение) …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»