Прерафаэлиты

Прерафаэлиты
группа английских художников и поэтов, образовавшаяся в начале 50-х годов XIX столетия с целью борьбы против условности в английском искусстве первой половины века, против академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Название "прерафаэлитов" должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения и такое же, как у последних, благоговейное следование природе. Членами братства П. сделались художники и писатели, имена которых стали с тех пор знамениты: Данте-Габриель Россети, его брат Вилльям, Гольман Гент, Джон-Эверет Милле, скульптор Вульнер Коллинс. На выставке 1855 г. появились первые картины, подписанные тремя условными буквами P. R. B. (Pre-Raphaelite Brotherhood). Лучшим из их произведений была картина Г. Гента "Светоч мира". Она изображала смелую, спокойную и свободную фигуру Христа, стоящего с зажженным фонарем в руках в саду, у закрытой двери, и стучащегося в нее уверенным движением руки. Выше всего художники братства ставили одухотворенность замысла. Они отождествляли искусство с религией и смотрели на картину как бы на молитву религиозно настроенной души, выражающуюся символами. Они считали искусство служением Богу и полагали, что содержанием художественных произведений должно служить преимущественно все то, что говорит об отношении человека к вечности, о божественной тайне, открывающейся душе человека только посредством символов. В начале П. предпочитали евангельские сюжеты, как более других позволяющие выражать религиозное и мистическое настроение, причем избегали в живописи церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая особое значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, например, в "Светоче мира" Гента в виде Спасителя с ярким светильником в руках изображен таинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть в закрытые человеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого жилища. В понимании П. символ отличается от простой аллегории тем, что живет своей собственной жизнью. П. старались воспроизводить с величайшей добросовестностью и точностью всякий предмет, всякую подробность внешнего мира, прежде всего изображать жизнь и правду, а затем уже показывать, что таится за внешностью предметов и жизненных явлений. Они стремились внести в искусство этическое содержание не путем нравоучений, а исканием истины в природе. Кроме религиозных сюжетов, они занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей. Некоторые (Гук, Льюис, Линнель и др.) разрабатывали пейзаж, внося в него то же изумительное изучение частностей. Пейзажисты этой школы известны в особенности изображением облаков, унаследованным ими от предшественника этой школы, Тернера. Большое значение для П. имел Джон Рескин, повлиявший своими книгами (в особенности "Modern Painters") на развитие эстетического вкуса в Англии; он уяснил значение Тернера и привел в систему идеи П. относительно искусства. Он был не созидателем искусства П., но его толкователем и товарищем его первых деятелей. Рескину принадлежит ясное определение художественных целей прерафаэлитства. "Легко управлять кистью, — говорит он, — и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этого может добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать среди трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленной земли, находить во всем, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это не мыслящим и не зрящим — таково назначение художника. Этого требует от него Бог". В этих словах заключается вся суть искусства П.; они стремились разрушить рамки условности и одухотворить искусство религиозным и этическим содержанием. Братство П. распалось, как только миссия его была окончена, т. е. выражен протест против условности во имя правды и понимания искусства как служения религиозно-нравственной идее. Члены братства пошли каждый своим путем; но и после его распада продолжала развиваться группа художников и поэтов, примкнувших к эстетическому миросозерцанию П. Преемниками их явились Бернье-Джонс, Уатс, Моррис, Вальтер Крэн и др. Ср. J. Ruskin, "Praeraphaelitism" и "Modern Painters"; R. de la Sizeranne, "La peinture anglaise contemporaine"; Ernest Chesneau, "La Peinture Anglaise"; З. Венгерова, "Литературные характеристики".
З. Венгерова.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Прерафаэлиты" в других словарях:

  • Прерафаэлиты — представители эстетско мистического направления в английской поэзии и живописи во второй половине XIX в. Первым этапом его развития было возникновение так наз. «прерафаэлитского братства», состоявшего первоначально из 7 «братьев»: живописцев Дж.… …   Литературная энциклопедия

  • Прерафаэлиты —         (от лат. ргае перед и Рафаэль), английские художники и писатели второй половины XIX в. Стремились к возрождению наивной религиозности средневекового и раннеренессансного искусства. Братство прерафаэлитов было основано в 1848 поэтом и… …   Художественная энциклопедия

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — английские художники, основавшие в половине XIX ст. особую школу; они проповедуют искренность и простодушие в живописи. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ПРЕРАФАЭЛИТЫ основанная в 1850 г.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Прерафаэлиты —     ПРЕРАФАЭЛИТЫ группа английских поэтов, отличавшихся своим мистическим направлением и преклонением перед художниками до Рафаэля. Во главе группы стоял Россетти, к которому примыкали Потмор, Вульнер, Свинбери, В. Морис и др. Прерафаэлиты… …   Словарь литературных терминов

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — (от латинского prae перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей 19 в., избравшая идеалом наивное искусство средних веков и Возрождения (до Рафаэля). Члены Братства прерафаэлитов (1848 53; Д.Г. Россетти, Х. Хант и др.) сочетали… …   Современная энциклопедия

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — (от лат. prae перед и Рафаэль) группа английских художников и писателей 19 в., избравшая своим идеалом наивное искусство средних веков и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Члены Братства прерафаэлитов (1848 53, Д. Г. Россетти, Х. Хант, Дж. Э.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Прерафаэлиты — (от латинского prae перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей 19 в., избравшая идеалом “наивное” искусство средних веков и Возрождения (до Рафаэля). Члены “Братства прерафаэлитов ” (1848 53; Д.Г. Россетти, Х. Хант и др.) сочетали …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — [рэ], прерафаэлитов, ед. прерафаэлит, прерафаэлита, муж. (от лат. приставки prae до, перед и имени итал. художника Рафаэля) (иск.). Группа художников в Англии в середине 19 века, проповедовавшая возврат к примитивным формам ранней итальянской… …   Толковый словарь Ушакова

  • Прерафаэлиты — группа английских художников и поэтов, образовавшаясяв начале 50 х годов XIX ст. с целью борьбы против условности ванглийском искусстве первой половины века, против академических традицийи слепого подражания классическим образцам. Название… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Прерафаэлиты — «Офелия», Д. Э. Милле, одна из самых известных картин прерафаэлитов. 1852 г., галерея Тейт, Лондон Прерафаэлиты (англ.  …   Википедия

  • прерафаэлиты — ов; мн. (ед. прерафаэлит, а; м.). [от лат. prae перед и имени итальянского художника Рафаэля] Группа английских художников и писателей второй половины 19 в., изображавшая своим идеалом искусство средних веков и раннего Возрождения (до Рафаэля).… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»