Политика

Политика
Этим термином обозначают: 1) одну из социальных наук, 2) совокупность реальных фактов, изучаемых ею, и 3) так назыв. политическое искусство. П. как наука имеет довольно неопределенное содержание. Для Аристотеля П. была наукой о государстве, такою же она оставалась до последнего времени. Еще Рошер, напр., в предисловии к своей "П." заявляет, что он понимает слово П. в аристотелевском смысле, как историческое учение о государстве, и сообразно с этим включает в свой трактат только учение о различных государственных формах. Как общее учение о государстве понимают политику также Вайц, Дальман и многие другие. Были попытки обратить П. в учение об обществе и слить ее с социологией (Бенуа), но вообще в настоящее время установилось преимущественно иное, более узкое понимание этой науки. С увеличением суммы знаний о государстве аристотелевская П. обратилась в целый цикл "государственных наук", из которого выделились политическая экономия, наука о финансах, статистика и различные юридические дисциплины, в том числе государственное право как наука о строении государства и об отношении между верховной властью, ее органами и подданными. Из государственного права многие (Блунчли, Гольцендорф и др.) выделяют "общее учение о государстве" как самостоятельную науку, по своему содержанию всего ближе подходящую к П. Аристотеля. Однако и у этих писателей П. не имеет общего определения. Для Блунчли это наука, рассматривающая "преимущественно течения и изменения государственной жизни", вообще — теория государственной жизни и ее изменений, противополагаемая науке права как теории государственного состояния; П. относится к праву, как динамика к статике. Подобные же определения дают Фрёбель, Цёпфль, Ешер. Моль определяет П. как "науку о средствах, которыми осуществляются в действительности цели государства. К этому определению примыкает Гольцендорф, внося в него только поправку о необходимости для науки самостоятельного изучения целей государства; для него "объектом П. могут быть все события и явления человеческой жизни и деятельности, которые находятся в связи с сознательным стремлением к осуществлению целей государства". Б. H. Чичерин также считает П. наукой о способах достижения государственных целей. Определение Блунчли, понятое буквально, слило бы П. с историей или философией истории и лишило бы ее самостоятельного места в ряду наук; но Блунчли ограничивает свое определение, признавая предметом П. только те явления жизни, которые "служат средствами для достижения государственных целей или направлены к известным задачам общественной жизни". Таким образом, П. в современном смысле сводится обыкновенно к изучению тех целей, к которым должно стремиться или действительно стремится государство, и тех средств, которые оно употребляет для достижения своих целей. С динамикой науки о государстве П. имеет не много общего, так как учение о революциях, напр., в ее состав не входит. С наукой права она тоже не сливается, являясь необходимым ее дополнением и завершением. Так, напр., госуд. право изучает структуру государства — но при одинаковом составе, при одинаковой организации госуд. строй в различных странах или в разное время может действовать в диаметрально противоположных направлениях. Вот эти-то направления деятельности и изучает П. Другой пример: уголовное право изучает наказание как главный способ борьбы государства с преступлением; но даже при строго установившемся правовом порядке остается довольно широкое поле для того или иного применения наказаний, в особенности благодаря институту помилования и амнистий. Вот это-то применение наказания сообразно с задачами данного исторического момента и входит в содержание П. При рационалистическом складе убеждений прежних писателей о П. они ставили общую цель для всякого государства и затем рассматривали средства, которые могут наикратчайшим путем вести к ее достижению; наиболее яркими образцами такого отношения к П. являются произведения Платона ("Политик", "Государство", "О законах"). Исторический склад всех наук в XIX в. привел к убеждению, что ни общей для всех государств цели, ни общих для всех государств средств быть не может: благодаря этому П. приняла более реальный и, в частности, исторический облик; она строится обязательно на фундаменте государственного права и истории. Даже в одном государстве не может быть одной общей цели; государство всегда состоит из многих разнообразных общественных групп, из которых каждая преследует свои собственные интересы; борьба этих групп определяет ход государственной жизни. Таким образом, в содержание П. как науки прежде всего вводит учение о действующих в государстве силах, которые по отношению к государственным целям являются политическими партиями (см.). Подобно термину история, которым обозначается как самый ход прошлой жизни человечества, так и наука, его исследующая, термином П. обозначается не только наука, но и совокупность действительных стремлений государства и средств, применяемых для их осуществления; поэтому можно говорить о разумности или неразумности П. того или другого государства, того или другого государственного деятеля, о "коварной П. Англии", "эгоистической П. Бисмарка" и т. п. В П. часто различают два главных направления: "П. реальных интересов" и "П. идеалов", или "П. принципиальную". Первая стремится к достижению непосредственных выгод, вторая — к торжеству общих принципов права и справедливости; в пример первой приводят обыкновенно П. Пруссии и Германии в эпоху Бисмарка, а также П. Англии, в пример второй — П. Священного Союза или П. России на Балканском полуо-ве. Это разделение не выдерживает исторической критики: осуществление известных идеалов всегда тесно связано с реальными интересами. П. делится на иностранную, или внешнюю, часто называемою высшей П., и П. внутреннюю. Политика внешняя завершает собой науку международного права. Внутренняя П. делится на П. финансовую, торговую, уголовную, церковную, социальную и т. д.; каждому виду государственной деятельности соответствует какая-нибудь отрасль политики. Колониальная и таможенная П. занимает как бы середину между иностранной и внутренней П. Совокупность технических правила для управления государством и для осуществления его задач — правил, частью построенных на науке П., частью внушаемых непосредственно гением отдельного человека — составляет П. как искусство.
Литература политики громадна. Кроме древних сочинений Платона, Аристотеля, Макиавелли, Бодена, Гуго Гроция, Монтескье и др., кроме сочинений по частным вопросам, см. В. Constant, "Cours de politique constitutionnelle" (П., 1816—20; 2 изд., Лабуле, П., 1872); Buchez,, "Traité de politique et de science sociale" (Париж, 1866); Herrenschneider, "La religion et la politique de la société moderne" (П., 1867); Jules Simon, "La politique radicale" (П., 1868); Baillet, "Forces des États" (П., 1868); Parieu, "Principes de la science politique" (2 изд., П., 1875); Funck Brentano, "La politique; principes, critiques, réformes" (П., 1893); Benoist, "La politique" (П., 1894); Dahlmann, "Die Politik, auf den Grund und das Maas der gegebenen Zustände zurückgeführt" (1 т., единственный, Геттинген, 1835; 2 изд., Лпц., 1847); Fries, "Politik oder philosophische Staatslehre" (Иена, 1848); Walter, "Naturrecht und Politik im Lichte der Gegenwart" (Бонн, 1863); Mohl, "Staatsrecht, Völkerrecht und Politik" (Тюбинген, 1862—69); Waitz, "Grundzüge der Politik" (Киль, 1862); Fröbel, "Theorie der Politik (Вена, 1864); Bluntschli, "Gesch. des allgemeinen Staatsrechts und der P. seit dem XVI J. bis zur Gegenwart" (Мюнхен, 1864; есть рус. пер.); его же, "Politik als Wissenschaft" (Штутгарт, 1876); Escher, "Handbuch der praktischen P." (1863); Huhn, "P., Grundzuge der praktischen Staats-Kunst" (Лпц., 1865); Holtzendorff, "Prinzipien der P." (B., 1869, 2 изд., 1879); Roscher, "Р." (Штутг., 1892, 2 изд., 1893); Ratzenhofer, "Wesen und Zweck der Politik" (Лпц., 1893); H. Spencer, "Social Statics" (Л., 1851); С. Lewis, "Treatise of the methods of observation and reasoning in politics" (Лондон, 1852); Sidgwick, "The elements of politics"; Treitschke, "P." (Лпц., 1897; посмертное издание); Стронин, "Политика как наука" (СПб., 1872); Чичерин, "П." (М., 1898). Для греческого учения о П. важно соч. Oncken, "Die Staatslehre des Aristoteles". Литературу по истории П. отдельных государств см. при исторических очерках этих государств.
В. В—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Политика" в других словарях:

  • политика́н — политикан …   Русское словесное ударение

  • ПОЛИТИКА —         (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… …   Философская энциклопедия

  • ПОЛИТИКА — не точная наука. Отто фон Бисмарк Политика есть искусство возможного. Отто фон Бисмарк Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика это выбор между гибельным и неприятным. Джон Кеннет Гэлбрейт Политика не есть искусство возможного; …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • политика — и, ж. politique f. ,> нем. Politik <гр. politike искусство управления государством. 1. устар., первоначально дипл. и светское> прост. Вежливое, галантное обращение. А иных государств за королевичей и за князей не довелось для того, что… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПОЛИТИКА — политики, мн. нет, жен. [греч. politike]. 2. Деятельность государственной власти в области управления и международных отношений; деятельность той или иной общественной группировки, партии, класса, определяемая их целями и интересами. Мирная… …   Толковый словарь Ушакова

  • Политика — (politics) Как общее понятие подразумевает применение на практике искусства или науки руководства и управления государствами или другими политическими образованиями. Однако определение политической деятельности очень часто и, возможно,… …   Политология. Словарь.

  • ПОЛИТИКА — большой дубинки. Публ. Неодобр. Политика угроз и запугивания. НРЛ 79; БТС, 286; Мокиенко 2003, 78. Политика выкручивания рук. Публ. Политика грубого нажима, давления на кого л., на что л. с целью добиться выгодного решения вопроса. НСЗ 70; НРЛ 81 …   Большой словарь русских поговорок

  • Политика —  Политика  ♦ Politique    Все, что касается жизни полиса, в частности управления конфликтами, расстановки сил и власти. Значит ли это, что политика равнозначна войне? Нет, политика скорее стремится избежать войны и преодолеть опасность ее… …   Философский словарь Спонвиля

  • ПОЛИТИКА — (греч., от polis город, государство). 1) наука, искусство управлять государством, государственная мудрость. 2) образ действия правительства, его виды и намерения. 3) знание светских обычаев, осторожность в обращении. 4) лукавство, хитрость.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПОЛИТИКА — (греческое politika государственные или общественные дела, от polis государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и… …   Современная энциклопедия

  • ПОЛИТИКА И МЫ — Человек политическое животное. Аристотель Врач: «А сколько раз в неделю вы живете политической жизнью?» Андрей Бильжо Политика есть искусство удерживать людей от участия в делах, которые их прямо касаются. Питер Устинов Большая политика рано или… …   Сводная энциклопедия афоризмов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»