Оскорбление святыни

Оскорбление святыни
как самостоятельное религиозное преступление явилось впервые в нашем уголовном праве с изданием Уложения 1845 г.; по Своду Законов О. святыни — т. е. случаи поругания предметов священных (св. иконы, мощи, св. таинства) или освященных через употребление в богослужении (возженная перед иконой свеча) — не отличалось от богохуления (см.). Строго отделить эти два родственные понятия не удалось и действующему Уложению, где, напр., в ст. 176, посвященной богохулению, предусматривается надругательство над св. иконами и св. крестом, т. е. то самое деяние, которое в 210 ст. Улож. именуется О. святыни. О. святыни карается лишь в том случае, если оно совершено в церкви. В 1-й части 210 ст. Уложение говорит о надругательстве на словах по отношению к предметам священным и освященным (каторга от 12—15 лет), во 2-й предусматривает надругательство действием только в отношении священных предметов (бессрочная каторга). Объектом преступления может быть лишь христианская святыня (Свод Законов охранял от посягательства исключительно предметы, чтимые православной церковью). Для О. святыни Уложение не допускает тех особых смягчающих обстоятельств, о которых говорят другие статьи того же раздела. О. святыни является также условием, квалифицирующим святотатство (см.). В ст. 213 Уложения особо выделены случаи оказания неуважения к святыне Господней непристойными словами или действием, не переходящими, однако, в поругание оной (тюрьма от 4 месяцев до 2 лет или арест). Такого рода деяния напоминают собой кощунство (см.), но ст. 213 требует, чтобы неуважение к святыне оказано было в церкви и притом во время богослужения. Неуважение к вере христианской, по Уложению (217), может также выразиться в истреблении или повреждении поставленных в публичных местах предметов религиозного чествования (тюрьма от 4 до 8 месяцев или арест от 3 недель до 3 месяцев). По проекту нового уголовного уложения наиболее тяжким видом О. религиозного чувства является богохуление и О. святыни, менее тяжким — оказание неуважения к вере или кощунство. Различие между тем и другим лежит с одной стороны в религиозном значении того, что подверглось осмеянию или поруганию, с другой стороны — в самом свойстве и степени проявляемого виновным неуважения к церкви. К О. святыни проект относит; 1) поношение веры православной или иной христианской, ее догматов, Пресвятой Богородицы или святых угодников, чтимых православной или иной христианской церковью, и 2) поругание действием или поношение святого креста, святых мощей, святых икон или иных предметов, почитаемых православной или иной христианской церковью священными. По степени наказуемости различаются 3 случая: а) О. святыни в церкви или ином христианском доме, публично или непублично, но действием (каторга), b) О. публичное или на письме (относя сюда все механические способы воспроизведения мысли) или в изображении (поселение), и с) О. при свидетелях (заточение на срок не ниже 3 лет), причем в последнем случае для законного состава преступления требуется наличность намерения оскорбить верование. Неразумение, невежество, состояние опьянения считаются обстоятельствами, понижающими кару (тюрьма). В отличие от действующих уголовных законов, проект считает необходимым предоставить юридическую защиту также и нехристианским вероисповеданиям, признанным в России (331), но О. святыни иноверцев облагается значительно менее тяжким наказанием (заточение на срок не свыше 1 года, а если деяние учинено по неразумию, невежеству или в состоянии опьянения, то арест на срок не свыше 1 месяца или денежный штраф не свыше 100 р.). О. иноверной святыни является преступным, лишь если оно совершено в молитвенном доме, публично или непублично, но действием. К О. святыни примыкает, по действ. уложению (ст. 211—212, 214—215), О. священнослужителя во время богослужения в церкви или вне оной, а также посягательство, при таких же условиях, на его жизнь или телесную неприкосновенность. По буквальному смыслу закона, виновный в О. священнослужителя на словах (214 ст.) или в нанесении ему побоев и других насильственных действий (211 ст.) подвергается уголовному преследованию по указанным статьям лишь в том случае, если виновным прервано или остановлено богослужение; но сенат (реш. 1869 г., № 101) нашел, что признак этот несущественный и что 214 ст должна быть применяема и к случаям О., не сопровождавшегося остановкой богослужения. В 216 ст. Уложения предусматривается О. словом или действием священнослужителя православной церкви иноверцем, с намерением оказать неуважение к православной церкви (тюрьма от 4—8 месяцев, а во второй раз — от 8 месяцев до 1 года 4 месяцев). Проект нового уголовного уложения, возвращаясь к системе свода, переносит посягательства на личность священнослужителей в группу личных посягательств, если только с учиненном виновным действии не заключается вместе с тем богохуления или О. святыни. В последних случаях виновный должен подлежать ответственности за тягчайшее из совершенных им деяний. О. святыни признается преступным во всех иностранных кодексах, как деяние, затрагивающее религиозное чувство верующих и посягающее на обществ. спокойствие. При этом защитой уголовного закона в Западной Европе пользуются все существующие или признанные в государстве вероучения. Ответственность значительно ниже той, какая устанавливается русскими законами. По французскому кодексу, О. святыни или священнослужителя является обстоятельством, квалифицирующим основное религиозное преступление — посягательство на свободное отправление культа (наказание — пеня от 16 до 500 фр. и заключение от 15 дней до 6 месяцев). Необходимым условием ответственности является намерение виновного оскорбить или выразить презрение к религии. По германскому уложению, преступное повреждение или разрушение предметов, почитаемых существующими в государстве вероисповеданиями и употребляемых при богослужении, карается как особый вид имущественного повреждения, тюремным до 3 лет заключением или пеней до 1500 марок, с факультативным лишением почетных гражданских прав.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Оскорбление святыни" в других словарях:

  • Оскорбление святыни — – преступление, заключающееся в поругании священных предметов, т. е. икон, мощей, св. таинства или освященных, т. е. употребляемых при богослужении, и вообще в богохулении. Богохуление и поругание, согласно нашим законам, не представляют… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • святотатство — Богохульство, кощунство. Прот. богохульство... Первосвященник сказал: Он богохульствует: на что вам еще свидетелей? вот теперь вы слышали богохульство Его . Матф. 26, 65. кража и вообще оскорбление святыни; насмешка над святыней; оскорбление… …   Словарь синонимов

  • Святотатство (юрид.) — как имущественное посягательство, направленное на священные или освященные предметы, заключает в себе два момента: корыстную цель, свойственную имущественным посягательствам вообще, и оскорбление религиозного чувства верующих. Отсюда проистекает… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Святотатство — (юрид.) как имущественное посягательство, направленное на священные или освященные предметы, заключает в себе два момента: корыстную цель, свойственную имущественным посягательствам вообще, и оскорбление религиозного чувства верующих. Отсюда… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Российская империя — Координаты: 58° с. ш. 70° в. д. / 58° с. ш. 70° в. д.  …   Википедия

  • Святотатство — (юрид.), как имущественное посягательство, направленноена священные или освященные предметы, заключает в себе два момента:корыстную цель, свойственную имущественные посягательствам вообще, иоскорбление религиозного чувства верующих. Отсюда… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Истребление документов — выделяется уголовными законодательствами в особое преступление ввиду того, что документы, служа доказательством имущественных прав или правоотношений, могут иногда, сами по себе, и не иметь явной имущественной ценности (напр. заявление третьего… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Религиозные посягательства — (преступления) по терминологии действующего права преступления против веры и ограждающих оную постановлений; по терминологии проекта уголовного уложения посягательства на ограждающие веру законы. По еврейскому правовоззрению понятие греха и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Смертная казнь — (Poena capitis, Todesstrafe, peine de mort, capital punishment, pene di morte) тягчайшее наказание, состоящее в насильственном лишении жизни. От убийства С. казнь отличается тем, что она совершается не по произвольному усмотрению частного лица, а …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»