- Одран
-
(Audran) — семейство французских граверов на меди, из членов которого наиболее известны: 1) Шарль О. (1594 -1674), образовавшийся в Риме, под руководством Корн. Блумарта, прекрасный рисовальщик и аквафортист. Из его гравюр лучшими должно признать "Св. Семейство", с Тициана, и "Благовещение", с Л. Карраччи. 2) Жерар О. (1640 — 1703), племянник предыдущего. Получив элементарное знакомство с приемами гравирования под руководством своего отца, Клода О. (1597 — 1677), он занимался в Риме живописью в мастерской К. Маратти, но успех, который имели первые его работы грабштихелем, побудили его посвятить себя всецело гравированию. Впоследствии он пользовался также иглой и, через свободное, умелое употребление то грабштихеля, то иглы, умел придавать своим произведениям большую живописность. Будучи вызван королем Людовиком XIV из Рима в Париж и получив титул придворного гравера, прославился в особенности воспроизведением картин Ш. Лебрена, изображающих победы Александра Македонского (4 листа огромного формата, печатан. 13-ью досками), а также гравюрами с Н. Пуссена и др. живописцев. Из этих эстампов в особенности замечательны: "Торжество Истины" (самый мастерский труд художника), "Христос и Грешница", "Спасение юного Пирра", "Кориолан" и "Крещение Господне", с Пуссена, "Битва и триумф Константина Великого", с Рафаэля, "Несение Креста", с Миньяра, "Мучение св. Протасия" и "Мучение св. Лаврентия ", с Лесюера, "Суд Соломона", с Куапеля, "Смерть Анании" и "Апостол Павел и Варнава", с Рафаэля (ср. Duplessis, "Notice sur la vie et les traveaux de Gérard Audran", Париж, 1858). 3) Бенуа О. (1661 — 1721), племянник и ученик предыдущего, работая в его манере, отличался правильностью рисунка и тщательностью исполнения. Из его гравюр особенно уважаются любителями: "Христос у Марфы и Марии" и "Больной Александр Великий", с Лесюера, "Семь таинств", с Пуссена, "Медный змей", "Брак Моисея и Сепфоры" и "Распятие", с Лебрена. 4) Жан О. (1667 — 1756), другой племянник и ученик, также очень искусный гравер, работавший резцом и иглой. Как на лучшие его произведения, можно указать на "Похищение сабинянок", с Пуссена, "Воскрешение Лазаря" и " Чудесный лов рыбы", с Жувене, "Дочь Фараона, находящая Моисея", "Есфирь пред Артаксерксом", "Воскресение Христово", с Куапеля, и "Триумф Галатеи", с К. Маратти.А. С-в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.