Молитвы

Молитвы
составляют неизменную принадлежность всякого религиозвого культа. У древних греков и римлян М. играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, испрошение урожая и т. п.) установлены были особые формулы М., которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. М. вообще приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным предзнаменованием. Значение имели и вншние обряды, сопровождавшие М.; к ней приступали, умыв предварительно руки. Во время М. древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне (и иудеи) — с покрытою. Ср. Lasaulx, "Ueber die Gebete der Griechen und Römer" (Вюрцб., 1842). Индусы считают свои М. по шарикам или кораллам, в чем усматривают прототип четок, употребляемых мусульманами и христианами. Механическое отношение к М. достигает крайних пределов у буддистов и ламаитов, у которых существуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 г. по Р. Хр. Это — деревянные цилиндры, достигающие иногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси руками или ветряными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой вокруг цилиндра, много раз повторяется М. ламаитов: ом-мани и т. д. (см. Ламаизм). Одному обороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как и произнесению этой М. столько раз, сколько раз она отпечатана на цилиндре. У мусульман М. считается делом особенно благочестивым; Мохаммед сам установил все омовения, коленопреклонения и др. обряды, сопровождающие М. Мусульмане читают М., главным образом, про себя; в состав общественного богослужения они почти не входят. М. носят у них более характер славословий и благодарений, чем прошений. Во время М. мусульмане обращаются лицом к Мекке. Совершается M. y суннитов пять раз, а у шиитов — три раза в сутки (см. Намаз). В Ветхом Завете встречаются частые указания на факт совершения М. (напр. Исаак молился о Ревекке), но точные формулы М. установлены в нем лишь на случай представления десятины (Второзак., XXVI, 13—15). Лишь в эпоху после первого изгнания М. подверглись тщательной регламентации; еще до пришествия Христа установлены были часы для совершения М.: третий (наш девятый по полуночи), шестой (наш 12-й) и девятый (наш 3-й по полудни) часы дня. Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытою головою, в филактериях (см.), предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних (т. е. имющих право надевать филактерии), которое называется миньон. М. читаются исключительно на древнееврейском языке; в числе их, помимо псалмов, много поэтических гимнов, но в общем они поражают своею пространностью, нося иногда чисто повествовательный характер. Иисус Христос, придя в мир, осудил как лицемерие фарисеев, так и многословие и малосмысленность язычников (от Матфея, VI, 5—8), преподав, вместе с тем, совершеннейшую из всех М. христианских. Об этой молитве Господней см. Отче наш. Другой образец М., встречающийся в Евангелии, — это молитва Мытаря ("Боже, милостив буди мне грешному"; Еванг. от Луки, XVIII, 13), переданная Иисусом Христом в притче о кающемся грешнике. Как примером Своим, так и в поучениях Своих Спаситель постоянно указывал на спасительное значение М.: "бдите, молитеся, не весте бо, когда время будет" (Ев. от Марка, XIII, 33); "бдите на всяко время молящеся" (Ев. от Луки XXI, 36). На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила, определяющие порядок совершения М. как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешел обычай молиться стоя (от Марка XI, 25), только кающимся это было запрещено; от иудейского же культа заимствовано было и коленопреклонение (см. Поклоны). Уже в апостольские времена христиане стали осенять себя при М. крестным знамением (см.). В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греч. обычай молиться с непокрытой головою; но для женщин установлено было противоположное правило (I Посл. к Коринф. XI, 4 и сл.). Сообразно заповеди Христа о непрестанной М. христиане молились во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на 12 равных частей и дневные часы делили на 4 части: 1-й (наш 7-й час по полуночи), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской церкви, сверх литургии (см.), издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы (см. эти сл. и Часы). В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что верующие, особенно в монастырях, собирались на М. по 8 раз в день. С течением времени церковь ввиду занятий христиан в частной и общественной жизни начала совершать эти службы большею частью в три времени дня: утром (полунощницу, утреню и последование первого часа), перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и вечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие). Различают М., совершаемую без слов и др. внешних знаков — одним умом и сердцем (М. внутренняя, духовная, сердечная), и М., которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (М. внешняя, наружная). По содержанию своему М. распадаются на славословия, прошения и благодарения; есть еще М. ходатайственная за других. В отношении формы, М. распадаются на три главные группы: ектении (XI, 592), псалмы и песнопения (см.). Ср. Stäudlin, "Geschichte der Vorstellungen uud Lehren von dem Gebet" (Геттинген, 1825); Wiener, "Das Gebet" (Гота, 1885); Christ, "Die Lehre v. Gebet nach d. Neuen Testament" (Лейден, 1886); А. Никольский, "Молитвослов с замечаниями о важности М., о происхождении их и церковном употреблении" (Москва, 1884).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Молитвы" в других словарях:

  • Молитвы — составляют неизменную принадлежность всякого религиозногокульта. У древних греков и римлян М. играли весьма важную роль при всехвыдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к нимгрозило гневом богов. На отдельные случаи… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Молитвы — – еще в Ветхом Завете есть указания на факт совершения молитв, но они не носили еще характера точных формул. Позже, еще до пришествия Спасителя, во время после первого изгнания, были установлены обязательные правила для совершения молитв, в… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Молитвы за Бобби — Prayers for Bobby …   Википедия

  • Молитвы (Даллапиккола) — Молитвы Композитор Луиджи Даллапиккола Тональность додекафония Время и место сочинения август ноябрь 1962 года, Виттория Апуана Беркли Первое исполнение 10 ноября 1962 года, Беркли, США (ди …   Википедия

  • Молитвы апокрифические — – молитвы, содержащие вставки из народных поверий, заговоров и переделок или отрывки из апокрифов. Наиболее распространены молитвы – заговоры против лихорадки. В апокрифе М. чаще всего встречается имя св. Сисиния …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Молитвы светильничные —    молитвы, читаемые священником на вечерне, когда на клиросе поют или читают псалом 103 (предначинательный) …   Православная энциклопедия

  • Молитвы апокрифические — (в индексе отреченных книг ложные молитвы ) составлены по образцу церковных, но с многочисленными вставками народных поверий, заговоров и заклинаний. Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические М. отличаются сравнительно более церковным… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Молитвы за усопших —  ♦ (ENG prayers for the dead)    в католицизме и православии практика сотворения молитв в интересах тех, кто умер. Католики считают, что эти молитвы помогают находящимся в чистилище достичь небес …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Молитвы иерейские —    к иерейским молитвам относят молитвы, которые имеет право читать только священник и только во время богослужений …   Православная энциклопедия

  • Молитвы коленопреклоненные —    читают на вечерне в праздник Пятидесятницы. В самый праздник положено служить вечерню утром, сразу после литургии. Священник встает на колени в проеме Царских врат лицом к народу и читает молитвы, составленные Василием Великим Каппадокийским в …   Православная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Молитвы» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»