Малые железные дороги

Малые железные дороги
термин, введенный прусским законодательством (закон 28 июля 1892 г. о малых жел. дор. и железнодорожных ветвях частного пользования) для обозначения совокупности второстепенных и местных железн. дорог. К составу М. жел. дорог принадлежат все рельсовые пути страны, кроме главных и обслуживающих их подъездных жел. дорог. Точных признаков для решения вопроса о том, должна ли данная железная дорога быть отнесена к категории малых, не существует, так как в частности М. жел. дорога может быть и ширококолейной, и служить значительному движению, и даже при мыкать к общей рельсовой сети. М. жел. дороги должны служить преимущественно местным интересам и удовлетворять специальным требованиям и задачам, а потому они по техническому устройству своему, оборудованию и способу эксплуатации носят более индивидуальный отпечаток, в сравнении с обыкновенными железными дорогами. Железные дороги, входящие в состав общей сети, обыкновенно служат для перевозки как грузов, так и пассажиров, между тем как М. жел. дор. нередко строятся исключительно для пассажирского или для товарного движения. Вообще же М. жел. дороги по цели своей могут быть разделены на городские (см.) и пригородные жел. дор. Последние преследуют преимущественно удобное сообщение между большими городами и ближайшими их окрестностями, заселенными рабочим населением и небогатым людом. М. жел. дор. может иметь собственное полотно, если она по местным условиям проводится выше или ниже существующих обыкновенных дорог, или же рельсовая колея прямо укладывается на полотне существующей дороги. М. жел. дор. может иметь нормальную ширину, принятую для дорог главной сети, или меньшую (см. Узкоколейные ж. д.). По способу тяги М. жел. дороги могут быть паровые, с животной тягой и электрические. На дорогах первой категории применяются обыкновенно легкие паровозы, но нередко паровоз заменяется вагоном, в котором отделено место для парового двигателя, а остальное назначено для пассажиров. Чаще всего к такому самодвижущемуся вагону прицепляются еще два или три обыкновенных вагона, составляющие небольшой поезд. В последние годы в окрестностях Парижа на сети М. жел. дорог департамента Сены применяется с успехом вагон-двигатель, устроенный по системе Серполле. Сущность этой системы заключается в мгновенном парообразовании, что достигается впрыскиванием струи воды в свернутую спиралью, накаленную медную трубку с узким каналом, при чем устранена опасность взрыва. Из живых двигателей применяются преимущественно лошади (см. Конно-железные дороги). На некоторых дорогах применяется смешанная система тяги, т. е. одновременно с паровой и конной тягой пользуются и электричеством. Но вместе с тем приобретает все большее распространение применение электричества в качестве самостоятельного средства для движения поездов на М. жел. дорогах (см. Электрические жел. дор.). По М. жел. дорогам применялись также, преимущественно в виде опытов, машины, действующие сжатым воздухом, нагретым воздухом, горячей водой, светильным газом, керосином, бензином и пр. (см. Локомотивы). К числу М. жел. дорог должны быть отнесены также канатные (см.) и зубчатые (см.) пути, применяемые при крутых подъемах.
А. Т.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Малые железные дороги" в других словарях:

  • Железные дороги — I I. История развития железных дорог. Ж. дорога, в том виде, в каком она существует теперь, изобретена не сразу. Три элемента, ее составляющие, рельсовый путь, перевозочные средства и двигательная сила прошли каждый отдельную стадию развития,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Большое кольцо Московской железной дороги — Станция Лукино. Старая платформа …   Википедия

  • Локомотив — машина, сама себя передвигающая и при этом могущая тянуть за собою груз. Самая употребительная и наиболее в настоящее время важная из этих машин паровоз (см.), применяемый на жел. дорогах для тяги поездов. Но в современной технике начинают… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и …   Энциклопедия инвестора

  • Экономика США — (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке …   Энциклопедия инвестора

  • Российская империя — Координаты: 58° с. ш. 70° в. д. / 58° с. ш. 70° в. д.  …   Википедия

  • Список остановочных пунктов главного хода Транссибирской магистрали —   условные обозначения …   Википедия

  • Мост — сооружение для перевода пути через впадину. По назначению своему, определяющему и конструкцию, М. бывают: пешеходные, доступные лишь для прохода людей, городские, шоссейные и обыкновенные проезжие, для движения людей и экипажей, и железнодорожные …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Новосибирск — Город Новосибирск Флаг …   Википедия

  • Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»