Конституции римских императоров

Конституции римских императоров
— у римских юристов общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права в период принципата и империи. Главным из этих видов является императорский эдикт, издававшийся в силу общего императору с другими магистратами jus edicendi, действовавший как и все другие эдикты, лишь во время жизни императора и отличавшийся от них только тем, что имел целью не столько устанавливать правовые нормы, сколько обеспечивать приведение их в исполнение. Последней чертой эдикт стоит близко к другому виду — мандату или инструкции чиновникам и управителям провинций относительно порядка и способа разрешения разного рода вопросов и юридических казусов. Мандаты, подобно эдиктам, имели силу лишь во время жизни издавшего их императора и должны были быть возобновлены его преемником, если была нужда в сохранении их предписаний. Другие два вида К. составляют проявления судебной деятельности императора и дают аутентическое толкование действующего права. Из них декреты (см.), подобно преторским актам того же имени, являются непосредственными судебными решениями императора в качестве первой инстанции или по апелляции к нему на решение низшего суда, а рескрипты или ответы императора на вопросы, обращенные к нему магистратами или тяжущимися сторонами по поводу встречавшихся затруднений в разрешении спора, очень сходны с обязательными для судьи ответами юристов, имевших так назыв. jus respondendi (см. Римская юриспруденция). Право частных лиц на обращение к императору с такого рода вопросами, совершавшееся путем подачи просьб (libelli, praeces, supplicationes), устанавливается со времени Адриана. Чиновники имели его и раньше; их просьбы носили название relationes, consultationes, suggestiones. Ответы императора выражались либо в особом письме (epistola — форма, употреблявшаяся по преимуществу в ответ на просьбы чиновников), либо прямо на самой просьбе, в subscriptio (обычно на просьбах частных лиц). Ни один из всех этих видов императорских К. не является выражением законодательной власти императора, которой у него на первых порах и не было, по характеру установления и первоначальной формы империи (см. Принципат). Правомерной формой законодательства оставался, за почти полным прекращением роли народных собраний, сенатусконсульт (см.), который мог быть издан и по предложению (oratio) императора. Однако, со времени Адриана юриспруденция признает за всеми видами К. безусловную силу закона (legis vicem), а силу сенатусконсульта видит уже не в нем самом, а в вызывающей его oratio императора. Императорская власть получает, таким образом, законодательные функции, и все ограничения последних теряют свое значение; юриспруденция относит постановления императоров не к jus honorarium, a к jus civile. Упадок юриспруденции с III столетия и сосредоточение законодательства в руках императора ведет к непомерному росту двух из названных видов К. — эдиктов и рескриптов. Эдикт становится общей формой императорских законов и обнимает все другие — обращение к народу (эдикт в старом смысле), к чиновникам (мандаты) и к сенату (orationes), отчего и получает название edictum или lex generalis. Рескрипт, оставаясь формой аутентического толкования законов, поглощает собой декрет. Постепенно увеличиваясь в числе (со времени Диоклетиана мы имеем, напр., до 1000 рескриптов), оба эти вида возбуждают вопрос о взаимном отношении содержащихся в них узаконений. Раньше все виды К. имели одинаковую силу закона, обязательного для всех, и только тем из них присваивалось ограниченное действие предписания, касавшегося лишь данного дела, в которых об этом было специально упомянуто (так назыв. constitutio personalis). Коллизии отдельных решений с общими законами заставили сделать попытку иначе определить это отношение. Константин объявил недействительными все рескрипты, которые были несогласны с общим правом; Аркадий ограничил силу рескриптов только делами, по поводу которых они были изданы. Валентиниан III и Юстиниан снова, однако, расширяют значение рескриптов. Первый признает общую силу за теми из них, в которых сказано, что они имеют общеобязательное значение, а второй — и за теми, в которых вообще содержится толкование действующего права. Окончательное разграничение между этими видами К. так и не состоялось. Юристы, поэтому, стали делить К. не по форме их издания, а по содержанию. Общие К. (С. generales) обнимали нормы, общеобязательные для всех, личные К. (С. personales) — обязательные лишь для данного рода лиц и дел. Различение общих и личных К. было, однако, делом чрезвычайно трудным. В IV в. появляется новый вид К., внесших еще новое осложнение в их состав: так назыв. leges и sanctiones pragmaticae или просто pragmatica, занимавшие середину между рескриптами и эдиктами. Они выдавались и по просьбе частных лиц, но большей частью по просьбе и на имя корпораций, городских общин и т. п. По содержанию они, между прочим, имели целью разрешение противоречий в законах и рескриптах. Отсутствие правильного отношения между различными видами К., вместе с увеличением их количества, делало отправление правосудия все труднее и труднее и все настойчивее вызывало мысль о необходимости кодификации (см. Грегориан, Гермогениан, Кодексы Феодосия и Юстиниана). Ср. Kr ü ger, "Geschichte der Quellen und Literatur des Rom. Rechts" (§§ 14 и 33, Лпц., 1888).

В. Н.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Полезное


Смотреть что такое "Конституции римских императоров" в других словарях:

  • Конституции римских императоров — у римских юристов общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права в период принципата и империи. Главным из этих видов является императорский эдикт, издававшийся в силу общего императору с другими… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Конституции римских императоров —          акты, исходившие от императоров, в отличие от законов, прини мавш. в комициях; один из источ. рим. права эпохи принципата. Различ. 4 вида конституций:        1. Эдикты новые законодат. нормы, издававш. императорами (с преторским эдиктом… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Конституции — 1. Законодательные акты римских императоров, имевшие высшую юридическую силу. Формы К.: эдикты – всенародно публикуемые решения императоров; рескрипты – ответы или советы императоров частным лицам и магистратурам по правовым вопросам; декреты –… …   Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

  • КОНСТИТУЦИИ ИМПЕРАТОРСКИЕ — (constitutiones principum) – указы римских принцепсов (см. Принципат). К. и. первоначально не имели формально силы закона, а становились обязательными в силу империума (высшей административной или военной власти) принцепса. В период домина та… …   Советский юридический словарь

  • Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рим, город — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Италия — Итальянская Республика, гос во на Ю. Европы. В Др. Риме Италия (латин. Italia) территория, на которой жили италы (латин. Itali, русск. также Италии, италики}; этноним объединял все племена Апеннинского п ова, покоренные Римом в V III вв. до н. э …   Географическая энциклопедия

  • Папство — Содержание: внешняя история папства. Папские выборы. Список пап. Развитие теории папской власти. Внешняя история. Титул Папа (греч. πάππας = отец) до конца V в. употреблялся как почетное наименование всех епископов; с конца V в. он относился,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Историография — термин, недостаточно определенный, иногда отожествляемый с историей (см.), понимается: 1) как изучение исторической литературы какого либо предмета (напр. И. французской революции то же, что критический обзор источников и пособий по истории франц …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кодекс Феодосия — (лат. Codex Theodosianus)  первое официальное собрание законов Римской империи. Содержание 1 Создание и употребление 2 Источники 3 Переводы …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»