- Золотых дел мастерство
-
Художественная и археологическая часть будет изложена в статье Ювелирное искусство; здесь же изложена только техническая сторона дела. Золотых дел мастера обыкновенно сами для себя сплавляют, в графитовом тигле, под слоем угольного порошка, материал надлежащей пробы, отливают его в теплую, смазанную жиром чугунную форму, "эйнгус", и прокатывают в бляху надлежащей толщины или в проволоку, которая потом протягивается чрез волочильную доску до желаемого диаметра. При составлении сплава недостаточно достигнуть только заданного процентного содержания золота: цвет полученной смеси и ее способность получать хороший оттенок при окончательной отделке вполне зависит от прибавляемых металлов. Так, медь придает красноватый оттенок, серебро зеленоватый, а железо — синеватый. Дальнейшие приемы несколько меняются, смотря по тому — изготовляются ли артистические работы по рисунку, или дешевый товар. В первом случае части вырезываются от руки, ножницами и лобзиком, опиливаются, выгибаются как следует на "анке", кубике из бронзы или чугуна, снабженном полушаровыми углублениями разных радиусов, при посредстве соответственных выпуклых пунзелей, и отделываются гравировкой и чеканкой. Для этого подготовленные части укрепляют на куске дерева особой смоляной замазкой и завинчивают в "шраубкугель", тяжелый чугунный шар с вырезкой и нажимным винтом, который кладется на кольцеобразную кожаную подушку и позволяет поворачивать работу как следует, для удобнейшего действия штихелем, для проведения линий или для чеканки "пунзелями" — стальными палочками, снабженными на одном конце разного рода резьбой, которая отпечатывается на металле от удара молотком по другому концу и служит для воспроизведения самых разнообразных рисунков, а также матового и зерненного фона. Если надо украсить работу камнями, то эти последние приклеивают воском к палочкам, чтобы удобно было с ними обращаться при пригонке, потом просверливают в металле дырочки на тех местах, где надо их укрепить, и особым штихелем подрезывают металл кругом, чтобы образовалось шесть или восемь выступов, способных захватить камень по его "рундисту" (см. Гранильное мастерство) и прочно оправить. Когда отдельные части готовы, их надо собрать вместе и скрепить крепким припоем, сплавом серебра с 4, 5 или 6 ч. золота, из которого сделана работа. Но состав припоя бывает и более сложный, даже секретный, потому что он должен еще хорошо окрашиваться при отделке; чтобы соединения не были заметны. Припой прокатывается в тонкую ленту и разрезывается на крошечные кусочки, или же обращается в опилки. Спаиваемые части должны быть очень хорошо пригнаны и скреплены временно железной проволокой, если не держатся сами, их смазывают бурою, растертой с водой на грифельной доске, и тонкой кисточкой накладывают на них как можно меньше припою. Тогда нагревают спаиваемое место в пламени паяльной трубки, пока припой не потечет. Когда надо спаивать дальше части уже спаянные где-либо, работа требует уже большого искусства. После накаливания поверхность работы чернеет от окисления меди и приставшей сплавленной буры; для очищения вещь надо варить в слабой серной кислоте. Когда вещь готова вчерне, ее полируют с помощью круглых щеток, быстро вращающихся на особом станке, вроде токарного. Черты от напилков стираются щеткой с порошком пемзы и маслом, потом с английской землей или трепелом; оканчивают на колесе из кружков замши, слегка смазанных крокусом. Для полировки внутренней стороны отверстий чрез них протягивают взад и вперед нитки с полировальным порошком. Работу с резкими гранями полируют на гранильном станке, на кружке из сплава 2 ч. олова и 1 части свинца, "натравленном" наждаком, как драгоценные камни. Только золото очень высокой пробы будет иметь красивый цвет после всех этих работ, обыкновенно же его надо еще окрасить, погружая в расплавленную в своей кристаллизационной воде смесь из 1 ч. поваренной соли, 1 ч. квасцов и 2 ч. селитры; затем производится обмывание водой. Смесь эта растворяет с поверхности часть меди и оставляет чистое золото. Процесс этот чрезвычайно деликатный. Для золота более низкого достоинства употребляют другие смеси. Из окрашивающей смеси вещь выходит матовой, ее надо еще подвергнуть действию "крацбюрета" — щетки из тонкой латунной проволоки, смоченной пивом и вращающейся на станке. Дешевые изделия приготовляются подобными же приемами, но делаются обыкновенно пустотелыми, "дутыми". Золото берется более тонкое, части высекаются; выгибаются и снабжаются гравировкой помощью штамп, а ручная работа применяется только для спаивания, сборки и окончательной отделки. Здесь уже допускается спаивание легкоплавким оловянным припоем, следы которого очень трудно потом удалить с поверхности золота, а вещь нельзя более нагревать докрасна при поправках, потому что сплав золота с оловом при этом плавится. Особенность хозяйства З. дел мастеров заключается в тщательном собирании всех отбросов, потому что все они содержат золото. Пол мастерской часто обивают жестью, верстак делается в виде полукруглого стола с тремя глубокими вырезами для трех рабочих: под каждым вырезом натягивается кожа, чтобы все опилки и обрезки падали на нее и собирались в особый ящик. Даже воду, в которой рабочие моют руки перед уходом, собирают. Отбросы эти скупают особые "соровщики" и добывают из них золото. Под Москвой этим промыслом занимаются некоторые кустари, присоединяя к нему и скупку сора после пожаров в домах, где можно было предполагать присутствие драгоценных металлов. Центром производства артистических золотых изделий надо считать Париж, хотя очень хорошие мастера существуют и в других главных городах Европы. Дешевые, частью поддельные, изделия изготовляются в большом количестве в Женеве, Бирмингеме, Париже, Мангейме и многих местах Германии. У нас чрезвычайно дешевые золотые и серебряные золоченые изделия изготовляются кустарями Московской и Костромской губ.Ср.: (G. Gee, "The Goldsmith's Handbook" (Л., 1886, сод. разные "секреты" производства); Bijoutier-joaillier et Plaque (в "Dict. des Arts et Manufactures p. Laboulay", сод. подробный обзор всех отраслей производства; Goldsmith, в "Enc. Brit.", сод. историческую и художественную часть предмета.В. Лермантов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.