Ессеи

Ессеи
одна из сект в иудействе, получившая начало в первой четверти II в. до Р. X. Первоначальные сведения о них находятся у Филона, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Во времена первых двух названных историков Е. было около 4000. Рассеянные в Палестине, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие ученые, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией — эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей — потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, Е. удалились на северо-запад от Мертвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в храме иерусалимском, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в свое сообщество и других, после трехлетнего испытания. При приеме вступающий в орден должен был под страшной клятвой дать обет: чтить Бога; быть справедливым ко всем; никому не вредить; быть врагом неправды; сохранять верность властям; достигши власти, не превозноситься; не отличать себя от других особой одеждой и украшениями; обличать ложь и любить истину; ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать; воздерживаться от незаконной прибыли; догматов ессейского учения никому не передавать; не употреблять клятвы; верно хранить писания (древние книги) Е. и имена ангелов (по Иосту и Грецу — таинственные имена Божии). Далее, по рассказу Филона, Е. не приносили кровавых жертв (по Флавию — они не приносили этих жертв лишь в иерусалимском храме); усердно занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, а также врачеваньем (посредством произнесения заклинательных формул и стихов); не делали оружия и отвергали войну; признавали лишь общую собственность; безусловно отрицали рабство; помогали друг другу всячески; учили, что все они братья между собой. Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами. Теософию они считали праздной болтовней, но много занимались аллегорическим толкованием Библии и учением о нравственности. Жили они не поодиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью. По словам И. Флавия, Моисея Е. ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью. Жили они, вообще, безбрачно, не потому, что отрицали брак, а потому, что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но как скоро жена беременела, муж прекращал с ней общение, желая доказать, что взял ее не для удовольствия, а для произведения детей. Презирая украшения, Е. не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной ее негодности, но на свои трапезы одевали всегда особого покроя белое платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чем житейском; приветствовав солнце молитвой (что вовсе не означает, вопреки мнению некоторых, парсизма), они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойному и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, которая имела вид священнодействия. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у Е. (числом не менее 100) были "строги и справедливы". В исполнении узаконений своего ордена Е. были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни. Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причем одна степень отделялась от другой так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми. Е., особенно глубоко изучившим Св. Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее. Е. учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни — в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Е. верили в предопределение. По мнению Неандера, ессейское учение заимствовано от халдеев, со времени плена вавилонского. По мнению Деллингера, в основе ессеизма лежат больше греческие, пифагорейские идеи, чем собственно иудейские. Эвальд, Грец и Иост считают Е. учением чисто иудейского происхождения, различно объясняя его отношение к фарисейству и саддукейству. Находят также генетическое отношение Е. с египетскими терапевтами, расходясь (Гфререр и Газе) в вопросе о том, которое из этих учений предшествовало другому. Столь же различны мнения по вопросу об отношении Е. к христианству. Из древних Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним думали, что отрасль ессеев — египетские терапевты — была не что иное, как первые александрийские христиане, обращенные апостолом Марком, а хранимые ими "писания древних мужей" — евангелия и послания апостолов. Это мнение Евсевия отвергнуто на основании хронологических соображений, не допускающих одновременности терапевтов и евангелиста Марка. Из современных ученых Грец, отрицая подлинность сочинения Филона о терапевтах, приписывает его христианину какой-либо энкратито-гностической или монтанистической секты, терапевтов же признает христианами, но не первыми слушателями св. Марка, а аскетами еретического направления. Ученые сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для восприятия христианства и что между первыми массами последователей И. Христа было много ессеев; но из них-то именно образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы.
См. прот. П. А. Лебедева, "Ессеи и терапевты" ("Дух Христианина", 1862); Lucius, "Der Essenismus und das Judeuthum" (1889); Лурье, "Ессеи" ("Историческое Обозрение", книга IV, 1892).
Н. Барсов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Ессеи" в других словарях:

  • Ессеи — еврейская религиозная секта (2 в. до н.э. конец 1 в. н.э.). Имели много общего с фарисеями, но, в отличие от них, верили в физическое воскрешение мёртвых. Ессеи составляли обособленное и замкнутое братство. Они считали, что жизнь в городах и Храм …   Исторический словарь

  • Ессеи — одна из сект в иудействе, получившая начало в первой четвертиII в. до Р. Х. Первоначальные сведения о них находятся у Филона, ИосифаФлавия и Плиния старшего. Во времена первых двух названных историков Е.было около 4000. Развеянные в Палестине,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ЕССЕИ — (греч. essaioi) одно из общественно религиозных течений в Иудее во 2 й пол. 2 в. до н. э. 1 в. н. э. Общины ессеи считаются одними из главных предшественников раннего христианства. В основе воззрений ессей мессианско эсхатологические идеи, учение …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЕССЕИ — иудейск. секта во II в. до Р. Хр. сначала в Палестине, затем бл. Мертвого моря. Аскеты, проповедовавшие воздержание во всем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ессеи см. хсены. Новый словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЕССЕИ — (греческое essaioi), общественно религиозное течение в Иудее во 2 й половине 2 в. до нашей эры 1 в. нашей эры. Общины ессеев считаются одними из главных предшественников раннего христианства. К ессеям, по мнению большинства ученых, принадлежала… …   Современная энциклопедия

  • Ессеи — ессены (греч., лат. esseni, возможно, от арам. сир. hassayya «благочестивые», или от арам, asayya «врачеватели»), приверженцы общественно религиозного течения в Иудее во II в. до н. э. I в. н. э. Согласно античным источникам (Филон… …   Энциклопедия культурологии

  • Ессеи — (греческое essaioi), общественно религиозное течение в Иудее во 2 й половине 2 в. до нашей эры 1 в. нашей эры. Общины ессеев считаются одними из главных предшественников раннего христианства. К ессеям, по мнению большинства ученых, принадлежала… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ессеи — Эту статью предлагается разделить на Ессеи и Кумранская община. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/19 декабря 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связно …   Википедия

  • ЕССЕИ — еврейская религиозная группа, существовавшая в течение двух столетий до и после периода жизни Христа. Этимология слова ессей неясна. Важнейшие источники сведений о ессеях сообщения еврейского историка Иосифа Флавия, философа Филона… …   Энциклопедия Кольера

  • ЕССЕИ — или ЭССЕНЫ (возможно, от арам. хасайя  благочестивые), иудейская секта *междузаветного и новозав. времени. В отличие от других *течений (фарисеев, саддукеев, зелотов) Е. в НЗ не упоминаются. До сер. 20 в. о них можно было судить лишь по данным… …   Библиологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Ессеи» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»