- Евсевий Памфил
-
отец церковной истории (263-340). Род. в Палестине; получил образование в училищах Иерусалима и Антиохии, особенно изучал Платона, Филона и Оригена (влияние последнего отразилось на всей научно-литературной деятельности Е.). Участвуя в управлении кесарийским училищем, Е. во время гонения Диоклетиана сохранил наличность кесарийской библиотеки и обогатил ее новыми коллекциями рукописей, приобретенных во время вынужденного удаления из Кесарии и путешествий по Сирии, Египту и Фиваиде. Хотя она не уцелела до позднейшего времени, но многочисленные ценные отрывки из несохранившихся в целом виде произведений христианской литературы имеются в сочинениях самого Е. На первом вселенском соборе, как ученейший из собравшихся епископов, Е. занимал выдающееся положение: ему поручено было составить символ веры от лица Собора. В своем проекте Е. уклонился от категорического решения вопроса, занимавшего Собор, составив символ в общих выражениях, отчасти благоприятных арианству. Проект Е. был, поэтому, заменен другим, со внесением специально-православного термина όμοούσιος, κоторого избегал Евсевий. Валезий, один из первых издателей и исследователей сочинений Е. († в 1676 г.), признает, однако, Е. православным; так же думает наш русский патролог Филарет, епископ черниговский. А. В. Горский находит Е. лишь не твердым в догматических понятиях. Профессор А. П. Лебедев (в сочинении "Вселенские соборы IV и V вв.") считает его открытым вождем партии так называемых полуариан. Баур называет его "отражением колебаний церковного сознания" относительно учения о Троице. Сам Е., в послании к своей кесарийской пастве, писанном с собора, говорит, что он подписал символ собора, чтобы не нарушать мира церкви, но что он остается верен старому символу Кесарийской церкви и в смысле этого старого символа толкует символ Никейский. Из сочинения его "о церковном богословии" можно заключить, что он скорее уклонялся от решения спорного вопроса, как неуместного и неразрешимого, чем был сторонником какого-либо формулированного учения. Можно думать, что к арианским мнениям он, до некоторой степени, склонился позже, в чем сказался ученик Оригена. В 330 г. он стоял за удаление с кафедры первого по времени борца против ариан, Евстафия Антиохийского, а в 336 г. требовал возвращения из ссылки Ария и заточения другого защитника православия — св. Афанасия Александрийского. Император Константин особенно уважал Е., который, со своей стороны, почтил императора двумя панегириками (в 20-летие и в 30-летие его царствования). Свои сочинения Е. писал по-гречески; но сохранились они главным образом в переводах и истолкованиях (из истолкователей Е. древнейший — Руфин; см. Киммель, "De Rufino, Eusebii interprète"). Главные из них: 1) "Приготовление к Евангелию" (προπαρασκευή εύαγγελική), изд. в первый раз Вигери в 1628 г.; здесь содержится опровержение язычества, ученого и вульгарного, и доказывается, что и в древнем мире существовали начатки христианства, в виде ветхозаветной еврейской религии и так называемого откровения естественного (оценка этого сочинения см. у Генеля, "De Eusebio Caes., religionis christ, defensore", Геттинген, 1843). 2) Сочинения апологетические: "Доказательство в пользу Евангелия" (Demonstratio evangelica), "Против Гиерокла", "Извлечение из пророков о Христе", "Богоявление". 3) Сочинения полемические: "Две книги против Маркелла", "Три книги о церковном богословии". 4) Сочинения экзегетические: "Указатель для соглашения евангелий", "Ответ к Стефану и Марину о евангелии"; толкования на евангелие от Луки, на Песнь песней, псалмы и пророчества Исаии. 5) Сочинения исторические: "Церковная история", повествующая о событиях от начала христианства до 324 года. При написании ее Е. Памфил пользовался не только всеми главными церковными библиотеками того времени, но и государственными архивами. По оценке Баура, Е. в этом сочинении для христианской церковной истории является тем же, чем был Геродот для истории всеобщей. Ранке считает "историю" Е. сочинением образцовым и для нашего времени, особенно хваля ее за прагматизм, при помощи которого автор устанавливает связь между давно прошедшим и настоящим. "Хроника" (от начала мира до 20-го года царствования Константина); долго была известна лишь в вольном пересказе Иеронима (на латинском языке); в 1792 г. найден ее армянский перевод, изд. Аухером в 1818 г. и, более тщательно, Маи в 1833 г. "Жизнь царя Константина", в которой Бароний видит подражание "Киропедии" Ксенофонта; "Книга о палестинских мучениках"; "Панегирик царю Константину"; "Жизнь Памфила". Издания сочинений E.: 1) Heinichen'a (Лейпциг, 1827-1830, 1842 и 1869 гг.); 2) Th. Gaisford'a (Оксфорд, 1842 и 1852 г.); 3) Миня, "Patrol. curs. compl", т.XXII и сл.См. Stein, "Eusebius, Bischof v. Cäsarea" (Вюрцбург, 1859); H. Розанова, "Е., епископ кесарийский" (1881 г.; рецензия на этот труд М. Муретова в "Православном Обозрении", 1881); профессор А. П. Лебедев, "Греческие церковные историки" (в "Чтениях московского общества любителей духовного просвещения" за 1890 г.); Collmann, "Eusebins, an historian" (в "Bibliotheca sacra", 1858); Victor Hely, "Eusèbe de Césarée, premier historien de l'église" (П., 1887).Н. Б.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.