Добрая совесть

Добрая совесть
(bona fides) — юридическое понятие, служащее для определения образа действий сторон, заключающих юридические сделки, и вместе с тем, принцип толкования этих сделок. Выражение это, римского происхождения, укрепилось и в современном праве. У римлян сделки и суды по доброй совести (judicia bonae fidei) противополагались формальным сделкам и судам "строгого права", как более мягкие и справедливые. Действительным намерениям сторон отдавалось здесь предпочтение перед буквальным смыслом сказанных слов, вопреки тому, что имело место при формальных сделках строгого права, где слова и внешние моменты сделки совершенно оттесняли истинный смысл соглашения, оставляя полный простор обманам и уловкам. Суды по доброй совести имели целью борьбу с этими уловками и обманом, откуда и римское определение Д. совести, как начала, противного лжи и обману. В судах по Д. совести можно было отыскивать не только то, что прямо было выражено в сделке, но и то, что непосредственно вытекало из ее смысла, входило в состав ее по требованию обычая или закона или обусловливалось ее природой; здесь можно было также оспаривать сделки, имевшие законный вид, но страдавшие внутренними пороками. О размерах действия принципа Д. совести и историческом развитии самого понятия в литературе римского права существует спор. Одни приписывают этому понятию широкую роль творческого принципа в создании защиты всех соглашений неформального характера, развившихся в позднейший период истории римского права и занявших место рядом со стипуляцией; другие допускают лишь влияние доброй совести на толкование сделок, уже получивших защиту, и отрицают возможность проведения под ее покровом в юридическую область отношений, стоявших вне сферы права. Вернее, кажется, второе мнение, потому что понятие Д. совести в Риме не получило полного развития и включало лишь определенное, ограниченное, хотя и довольно обширное количество исков. Иски по Д. совести медленно входили в жизнь, что видно, между прочим, из того, что у римлян было лишь четыре вида консенсуального контракта, допущенных к прямой защите — а консенсуальный контракт (см.) служит самым типичным представителем сделок по Д. совести. В современном праве начало Д. совести допускается при толковании всех юридических сделок, независимо от их формальной или неформальной природы. Постановление ст. 1135 фр. гражд. код.: "les conventions obligent non seulement à ce qui y est exprimé, mais encore à toutes les suites que l'equité, l'usage, ou Ja loi donnent à l'obligation d'après sa nature" — находит себе общее признание [В Саксон. Гражд. Улож. (ст. 858) это выражено с еще большей определенностью: "Исполнение договора должно охватывать собой все то, что должно быть совершено согласно с особым уговором участвующих лиц, согласно с постановлениями закона относительно данного договора и, вообще, согласно с добросовестностью и образом действий честного человека".], не исключая и русск. закона, гласящего: "Если словесный смысл (договора) представляет важные сомнения, тогда договоры должны быть изъясняемы по намерению их и Д. совести" (ст. 1539 т. X, ч. I Св. Зак.). Широкому применению этого начала в судебной практике способствует и то, что толкование соглашений есть исключительное дело судей по существу и не подлежит поверке в кассационном порядке. Тем не менее, даже в современном праве роль начала Д. совести ограничивается сферой толкования сделок и не распространяется на защиту отношений, стоящих вне сферы права. Юридическое понятие Д. совести следует поэтому отличать от бытового, которое гораздо шире юридического. Юридическое понятие Д. совести предполагает согласие с действующими нормами права и строем юридических отношений, а не с предписаниями нравственности или того, что называют справедливостью. О других приложениях принципа Д. совести и видоизменении значения слова см. Добросовестность.
Ср. Муромцев, "Гражд. право др. Рима" (351 сл.); Pernice, "Marcus Antistius Labeo" (т. 2); H. Krüger, "Zur Geschichte der Entstehung der bonae fidei judicia" (в "Zeitschrift der Savigny-Stiftung", т. II, Rom. Abt.).
B. H.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Добрая совесть" в других словарях:

  • Добрая совесть любит обличение. — Добрая совесть глаз Божий. Добрая совесть любит обличение. См. ЧЕЛОВЕК …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Добрая совесть - глаз Божий. — см. Добрая совесть любит обличение …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • СОВЕСТЬ — жен. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к …   Толковый словарь Даля

  • СОВЕСТЬ — внутренний духовно нравственный закон русского православного человека. Является особой формой выражения таких основополагающих понятий православного христианства, как любовь к ближним, нестяжательство, доброто любие, правда и справедливость.… …   Русская история

  • совесть — внутренний голос, определяющий, что правильно и что неправильно А. Каждый имеет совесть: Рим 2:14,15 Б. Наша совесть в отношении к греху помогает нам делать правильный выбор: Рим 2:15; 2Кор 1:12 осуждает наши грехи: 2Цар 24:10; Деян 2:37; 1Кор… …   Библия: Тематический словарь

  • ЧЕЛОВЕК — Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля. В мире, что в море. В мире, что в омуте: ни дна, ни покрышки. Мир во зле (во лжи) лежит. Мир в суетах, человек во грехах. Бог что захочет, человек что сможет. Все мы люди, все человеки. Что ни… …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рим, город — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Mala fides — см. Недобросовестность; ср. Добрая совесть и Добросовестность …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Двустороннее обязательство — В каждом обязательстве две стороны: кредитор (или кредиторы) и должник (или должники); с этой точки зрения всякое обязательство двустороннее. Однако в одних обязательствах права и обязанности, из них вытекающие, распределяются таким образом, что… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»