Дамаянти

Дамаянти
идеал верной жены, созданный древними индийцами и прославленный в поэме, входящей в состав Махабараты. Имя Д. означает сдерживающая, укрощающая, т. е. свои чувства, и было дано ей отцом, царем города Видарб Бимой, в честь брахмана-отшельника Дамана, который предсказал дотоле бездетному царю, что у него родится прекрасная дочь и три славных сына. Молва о необычайной красоте Д. дошла до нишадского молодого царя Наля, который стал мечтать о красавице. Однажды он поймал златокрылого гуся или фламинго, и тот человеческим голосом просил Наля отпустить его на волю, обещая прославлять его перед Д. Птица исполнила обещание и, полетев к царевне, сказала ей, что Наль красивейший и благороднейший между людьми. Д. стала с тех пор всем сердцем стремиться к Налю и предавалась любовной тоске. Опасаясь за ее здоровье, отец решил предоставить ей свободный выбор супруга (так назыв. сваямвару) и для этой цели устроил празднество, на которое пригласил всех царей Индии. Отправился туда и Наль. На пути он встретил богов Индру, Агни, Варуну и Яму, которые также отправлялись на сваямвару Д. и поручили Налю быть их посланником и ходатаем. Однако Д. предпочла смертного богам и объявила Налю, что выйдет только за него. Отпраздновав свадьбу, молодые отправились в родной город Наля. Д. подарила мужу двух прекрасных детей; Наль прославился справедливостью и благочестием. Затем наступил для супругов период испытаний. Злые духи Кали и Двапара, завидуя счастью Наля, решили воспользоваться единственной его слабостью — его страстью к игре в кости. Под влиянием обоих демонов Наль принимает предложение своего брата Пушкары играть в кости и увлекается до такой степени, что проигрывает свое царство, все имущество, даже платье. Остается поставить на ставку жену, и Пушкара предлагает это Надю. Но тот решительно отказывается и вместе с несчастной полуодетой Д. удаляется в девственные леса, где бродит в бессознательном состоянии. Находясь все еще под влиянием демона, он покидает жену во время ее сна и сам убегает в чащу леса. Далее поэма следит отдельно за похождениями мужа и жены. Оказав услугу царю змей, Наль избавляется от демона, изменяет чудесним образом свой наружный вид, стыдясь людей, и поступает возницей на службу к царю города Айодии Ритупарну, который обладает необыкновенным искусством играть без проигрыша в кости. Д., покинутая в лесу, поэтически изливает свою скорбь о муже перед всей природой, подвергается ряду опасностей и наконец находит приют при дворе царицы города Чеди, где живет некоторое время, а затем, разысканная отцом, возвращается к нему. Не оставляя надежды вернуть к себе Наля, она рассылает по всем странам Индии брахманов, приказав им всюду повторять ее призыв к мужу, чтобы ее мольбы дошли до Наля. Один из посланных брахманов по некоторым признакам заподозрил Наля в вознице царя айодийского и сообщил об этом Д. Она, убедившись, что муж под влиянием чувства стыда не хочет к ней вернуться, решается прибегнуть к последнему средству: велит сообщить царю Айодии, что она, лишившись мужа, снова желает избрать супруга в определенный день. Царь айодийский Ритупарна, узнав об этом лишь накануне назначенного срока, призывает возницу Вахуку (т. е. Наля), умевшего заставлять коней нестись с быстротою ветра, и приказывает ему доставить его ко двору отца Д. в несколько часов. Вахука ставит условием, чтобы царь научил его игре в кости без прогрыша, что тот и исполняет. Доставив Ритупарну, Вахука всячески старается скрыть от Д., что он Наль в измененном виде. Но Д. узнает его по разным приметам и с целью тронуть его сердце приказывает няньке подвести к нему его детей. При виде детей Наль прослезился, принял прежний вид и умолял Д. простить ему причиненное ей горе. Супруги сошлись снова, и Наль отыграл у Пушкары проигранное ему царство и богатство. Поэма о Нале и Д. — самый популярный в Европе эпизод Махабараты, известный в переводах на все европейские языки. В русской литературе она усвоена художественным переводом Жуковского, впрочем, не близким к оригиналу, так как Жуковский перелагал в русские стихи немец. перевод поэта Рюккерта. Самый близкий, иногда почти дословный перевод санскритского оригинала на латинский яз. принадлежит знаменитому санскритологу Францу Боппу и носит заглавие "Nalus-Maha-Bharati episodium" (3-е изд. Берл., 1868).
Вс. Миллер.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Дамаянти" в других словарях:

  • ДАМАЯНТИ — ДАМАЯНТИ, в индуистской мифологии персонаж «Махабхараты», царевна Видарбхи. Она и Наль (Нала) полюбили друг друга по слухам, никогда не видя. Дамаянти попросила отца устроить сваямвару (см. СВАЯМВАРА) и выбрала на ней Наля, отвергнув в числе… …   Энциклопедический словарь

  • ДАМАЯНТИ — в индуистской мифологии персонаж Махабхараты , жена Наля, игравшего на нее в кости с Юдхиштхирой …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дамаянти — (жен.) подчиняющая Древние индийские имена. Словарь значений …   Словарь личных имен

  • ДАМАЯНТИ — прекрасная героиня индийской поэмы: Наль и Д., верная жена. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Наль и Дамаянти —         Подсчитано, что «Махабхарата» больше чем наполовину состоит из «вставных» рассказов, основное содержание которых война Пандавов и Кауравов. Строй «Махабхараты», подобно боевому строю закованных в медь воинов, время от времени раздвигался …   Энциклопедия мифологии

  • Наль и Дамаянти — главные действующие лица знаменитого «эпизода о Нале» (Nalopākhyāna), включенного в третью книгу древнеиндийского эпоса Махабхараты (см.) так наз. «лесной раздел» (Vanaparvan), рисующий жизнь сыновей Панду в изгнании, в лесной пустыне.… …   Литературная энциклопедия

  • Араньякапарва — …   Википедия

  • Цикл женских турниров ITF 2011 (апрель — Основная статья: Цикл женских турниров ITF 2011 Цикл женских турниров ITF 2011 (англ. 2011 ITF Women s Circuit) ежегодный женский тур профессиональных теннисистов, проводимый Международной федерацией тенниса. Статья содержит результаты… …   Википедия

  • НАЛА — (др. инд. Nala), Наль, легендарный древнеиндийский царь страны нишадхов. Сказание о Н. и его супруге Дамаянти, царевне Видарбхи, вошло в качестве самостоятельного эпизода в «Махабхарату» (III 50 78). По этому сказанию, Н. и Дамаянти полюбили друг …   Энциклопедия мифологии

  • Нала, Наль — (др. – инд.)  – легендарный царь страны нишадхов. В «Махабхарате» есть сказание оН. и его супруге Дамаянти, царевне Видарбхи. Согласно сказанию Н. и Дамаянти полюбили друг друга, по слухам, ни разу не увидев друг друга. Чтобы встретиться с Н.,… …   Мифологический словарь

Книги

  • Наль и Дамаянти, . "Надь и Дамаянти", или, точнее, "Сказание о Нале", представляет собою одно из наиболее древних сказаний, входящих в состав великой эпической поэмы "Махабхараты" . Болееста двадцати лет прошло… Подробнее  Купить за 858 руб
  • Прекрасная Дамаянти, Грегор Самаров. Красавица Дамаянти - дочь жрицы - росла при храме, где воспитывался сирота-полукровка с белой кожей. Детская привязанность с годами превратилась в большую любовь. Нобогатому и могущественному… Подробнее  Купить за 476 грн (только Украина)
  • Наль и Дамаянти, В. А. Жуковский. Москва, 1957 год. Детгиз. Оригинальная суперобложка, издательский переплет. Сохранность хорошая. Индийская героическая поэма "Махабхарата" (" Великое сказание о потомках Бхараты" ) - обширная… Подробнее  Купить за 470 руб
Другие книги по запросу «Дамаянти» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»