Гощинский

Гощинский
(Северин Gosczyński) — самый видный представитель польско-украинской школы писателей, род. в 1803 г. неподалеку от Умани. Учился в винницкой и уманской гимназиях. Среди молодежи возникало уже тогда неопределенное романтическое народническое настроение. Товарищи Г. часто собирались для оживленных литературных споров; предпринимались прогулки, во время которых молодежь распевала украинские песни. В Умани написано первое произведение Г., "Dumy na gruzach ojczyzny", до сих пор ненапечатанное, но известное в свое время на Украйне в многочисленных списках. В 1820 г. по окончании гимназии Г. отправился в Варшаву и стал сотрудничать в "Ванде". Тогда же под влиянием Байрона Г. думал было отправиться на поддержку восставшей Греции, но этому помешал недостаток средств. До 1828 г. Г. ведет скитальческую жизнь на Украйне, проводя время частью у своего приятеля М. Грабовского, частью в домах других польских помещиков, у которых он принужден был просить приюта и помощи. О тяжелом положении бездомного поэта в то время можно судить по стихотворению "Zdania się". К этому же времени относятся многие лирические стихотворения Г.: "Hymn do wolnosci", не дошедший до нас, недоконченная поэма "Polak w Jassyrże" и, наконец, (в 1828 г.) поэма "Zamek Kaniowski", вызвавшая бурю негодования в лагере псевдоклассиков и неистовый восторг среди романтиков, в особенности польско-украинской школы. В заговоре, предшествовавшем войне 1830-1831 г., а также и в самой войне Г. принимал деятельное участие, примыкая к демократической части молодежи. В 1831 г. он был адъютантом у военного министра Ф. Моравского. В это время им написано много бурных стихотворений революционного содержания. После капитуляции Варшавы Г. перешел с остатками польских войск прусскую границу и направился в Галицию. Несмотря на Меттерниховский режим (1832), Г. устраивает в Галиции тайное общество "Związek dwudziestu jeden", имевшее целью демократизовать польское общество. Жил Г. в Галиции, скрываясь у разных панов; переложил в это время прозой все "Песни Оссиана". Путешествие в горы описано им в "Dzień podroży do Tatrów". Тогда же им был написан отрывок из поэмы "Sobòtka", навеянной народными обычаями и поэзией. То в Кракове, то во Львове Г. продолжает свою агитационную деятельность, пока, наконец, не видит себя вынужденным уехать во Францию. Здесь он пишет повести: "Anna z Nabrzeza", "Oda", "Straszny strzelec" и "Król Zamczyska"; последняя очень высоко ставится польской критикой. Чем дальше была родина от польских изгнанников, тем менее ясны становились ее очертания. Тоска по родине, новые разочарования надломляли энергию. Вместе с Мицкевичем и Словацким Г. впадает в мистицизм, открыто отказывается от всех демократических "увлечений", проникается всецело учением Товианского. Вместе с тем Г. бросает занятия поэзией и пишет в мистическом духе: "Stanowisko poetéw w społecznosci", "Z dziennika artysty", "Rzut oka na żywot A. Malczeskiego" и "Słowo о poswieceniu". Во время Крымской кампании Г. написал много произведений, которые, однако, вышли в свет только через 16 лет, под заглавием: "Do Polski". В 1864 г. появились отрывки из поэмы Г. "Bogarodzica". Г. дожил в Париже до франко-прусской войны и вынес все ужасы осады. По окончании войны он поселился во Львове. В 1874 году был отпразднован 50-летний юбилей его; в его честь был издан сборник "Sobótka" и учрежден постоянный фонд его имени для ветеранов польской литературы. Умер в 1876 г.
Из всех поэтов польско-украинской школы Г. был всего ближе к украинской действительности. Ему чужд романтический сентиментализм Залесского, который воспевал призрачное единение и согласие казаков и поляков, будто бы существовавшее до 1648 г. Смело заглянул он в более позднее время, и хотя, по собственному его признанию, поэма "Zamek Kaniowski" была навеяна "Девой озера" Вальтер Скотта, все-таки Г. сумел придать своему произведению местный колорит. Здесь слышны отголоски преданий об ужасной гайдамацкой резне, которая была еще жива в памяти народной; картины, рисуемые поэтом, потрясают силой драматизма и жизненной правдой. Несомненные следы влияния поэмы Г. мы находим и в "Гайдамаках" Шевченко. Поэзия Г., оставаясь на почве польского патриотизма, подготовила возникшее в конце 50-х и начале 60-х гг. своеобразное польское движение, получившее название хлопоманства. Ср. Н. П. Дашкевича ("Отч. о 29 прис. нагр. гр. Уварова"); А. Н. Пыпина, "Ист. рус. этногр." т. III; О. Огоновского, "Разбор Гайдамаков" ("Правда" 1876-79), также М. Мохнацкого, Тыжинского, М. Грабовского, Цыбульского, Хмелевского, биограф. А. Гиллера (в сборн. Sobotka). Издан. его сочинений Z. Schletter'a (Бреславль, 1852, III т.) и Брокгауза (Лейпциг, 1870). Перев. "Zam. Kaniowski" на рус. С. Победоносцев, на фр. R. Robert. Полная библиография в "Złot Przedz." (Варшава, 1884).
К. Арабажин.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Гощинский" в других словарях:

  • Гощинский, Северин — Северин Гощинский Seweryn Goszczyński Северин Гощинский …   Википедия

  • Гощинский, Северин — (Gosczyński) самый видный представитель польско украинской школы писателей; род. в 1803 г. неподалеку от Умани. Учился в винницкой и уманской гимназиях. Среди молодежи возникало уже тогда неопределенное романтическое народническое настроение …   Большая биографическая энциклопедия

  • Польская литература — В противоположность другим славянским народам доисторический период польской литературы, когда она была достоянием устного творчества самого народа, совершенно незначителен. В польской словесности нет тех грандиозных произведений, тех огромных… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Польская литература — I. Литература шляхетской Польши. 1. Средневековая Польша (X XV вв.). 2. Шляхетская Польша (конец XV и XVI вв.). 3. Разложение шляхты (XVII в.). 4. Разложение шляхетского государства (XVIII в.). II. Польская литература нового времени. 1.… …   Литературная энциклопедия

  • ТРАНСКУЛЬТУРАЦИИ ИНВЕРСИЯ —         термин для определения направления транскультурации, в процессе к рого представители более развитой, престижной или господствующей культуры переходят на позиции культуры “малой” (или подавленной), ассоциируя себя с данной культуры и, что… …   Энциклопедия культурологии

  • Польская литература — Польская литература  литература, написанная на польском языке либо литература польского народа и Польши, написанная преимущественно на польском языке. Содержание 1 Средневековая литература 2 Литература нового времени …   Википедия

  • Новицкий, Францишек — (Nowicki) выдающийся польский поэт. Род. в 1864 г. В конце 80 х гг. в Кракове группа молодежи объединилась для борьбы "за народные идеалы" и нашла приют в журнале "Ognisko", а выражение в поэзии Н., сонеты которого, энергичные …   Большая биографическая энциклопедия

  • Падура, Тимко (Фома) — (Падурра) один из представителей так назыв. польской украинской школы. Род. 21 декабря 1801 в м. Илинцах Киевской губ. в небогатой шляхетской семье; умер в Казатине, в доме друга своего Мариана Васютынского, 8 сентября 1871 г. Предки его… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Вольский, Владимир — один из представителей своеобразного литературного направления в Польше, которое отчасти можно назвать второй эпохой романтизма. Великие романтики замолкли уже в тридцатых годах, после польского восстания; они ударились в мистицизм, как Мицкевич …   Большая биографическая энциклопедия

  • Залеский, Иосиф Богдан — поэт так называемой "украинско польской школы", родился 2/14 февраля 1802 г. в деревне Богатырке, Киевской губернии, на первом году жизни лишился матери и был отдан отцом на воспитание одной из своих теток, жившей в Каневском уезде, в… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»