Гирландайо

Гирландайо
(Ghirlandaio) — прозвище нескольких итал. (флорент.) художников, из которых особенно известны два: 1) Доменико Г. (1449—94). Его отец, Томазо Бичарди, славился в свое время, как искусный золотых дел мастер; сохранилась легенда, что ювелирные гирлянды, которые он делал для головного убора девушек, были в большой моде и что вследствие того было дано ему прозвище "гирляндщик" (ghirlandaio), перешедшее и на его сыновей и внука. Доменико Г. первоначально готовился быть также золотых дел мастером, но рано обнаружил замечательные способности к живописи. Учителем его в ней был А. Бальдовинетти. К самым ранним произведениям этого мастера принадлежат фрески, исполненные им в Риме, но от этих работ сохранилось только "Призвание к апостольству св. Петра и Андрея"; затем, фресковый лик блаженного Иеронима в црк. Оньисанте во Флоренции, на котором все окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, в манере тогдашних нидерландских художников; наконец "Тайная Вечерь" в трапезе Оньисанте, в которой заметно удачное стремление придать каждому лицу отдельный индивидуальный характер. Гораздо выше является Г. во фресках часовни Сассетти, в церкви Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска. Лучшее из этих изображений — смерть св. Франциска. Торжественное расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного участия в лицах, и совершенство технического выполнения, — все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях на дисках своеобразная манера Доменико Г. не так заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного цвета. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, напр., "Поклонение волхвов" в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы находятся в флорентийской акад. Одна из картин, помеченная 1485 годом, "Поклонение пастырей" с языческим саркофагом, заменяющим ясли. "Посещение св. Девы" находится в Лувре. "Мадонна" в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее. Доменико Г. довел направление искусства своего времени до особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова — вот что преимущественно выдается в произведениях Г., а именно помещение в церковно-исторических изображениях портретов современников для увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии. Г. обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их богатой флорентийской архитектурой с умно рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Г. обличают небывалое совершенство. Г. усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. — 2) Ридольфо Г. (1483—1561), сын предыдущего, живописец, ученик своего дяди, Давида Г. и Фра-Бартоломмео, подвергшийся потом влиянию Л. да Винчи и Рафаэля. По манере он во многом напоминает этого последнего за флорентийский период его деятельности, как то особенно видно в двух картинах, хранящихся в Уффици: "Воскрешение св. Зиновием умершего отрока" и "Перенесение тела св. Зиновия во Флорентийский собор". Картины замечательны в особенности по экспрессии голов. Из других произведений Ридольфо Г. известны: "Увенчание Пресвятой Девы" (Лувр), женская головка (Питти), в церкви Санта-Спорито во Флоренции, "Несение Креста". В петербургском Эрмитаже находятся две сомнительные картины Ридольфо Г.: "Св. Семейство" (№ 30) и "Богоматерь с Младенцем" (Кроу и Ковальказелле приписывают их скорее Микеле да-Ридольфо или Мариано да-Пешиа).
В. Ч.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Гирландайо" в других словарях:

  • Гирландайо — Гирландайо, Ридольфо Мадонна в соборе Прато (1507). Ридольфо Гирландайо (14 февраля 1483  6 июня 1561)  итальянский живописец из художественной династии Гирландайо …   Википедия

  • ГИРЛАНДАЙО — (Ghirlandaio) (настоящее имя ди Томмазо Бигорди) Доменико (1449 94), итальянский живописец флорентийской школы Раннего Возрождения. Ясные по композиции, светлые по колориту фрески (в церкви Санта Тринита во Флоренции, 1483 86) изобилуют жанровыми …   Современная энциклопедия

  • Гирландайо — (Ghirlandaio) прозвище нескольких итал. (флорент.)художников, из которых особенно известны два: 1)Доменико Г, (1449 94).Его отец Томазо Бичарди славился в свое время, как искусный золотых делмастер; сохранилась легенда, что ювелирные гирлянды,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ГИРЛАНДАЙО — (Ghirlandaio), семья итальянских художников и мозаичистов, живших и работавших во Флоренции в 15 16 вв. Их настоящая фамилия Бигорди (Bigordi). Cамый старший и наиболее талантливый Доменико (1449 1494), учитель Микеланджело; его братья Давид… …   Энциклопедия Кольера

  • Гирландайо — Доменико (Ghirlandaio, Domenico), наст. имя Доменико ди Томмазо Бигорди 1449, Флоренция 1494, Флоренция. Итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Ученик А. Бальдовинетти. Работал во Флоренции, Сан Джиминьяно (1495), Риме (1481). Вместе… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Гирландайо — (Ghirlandaio, собственно ди Томмазо Бигорди, di Tommaso Bigordi)         Доменико (1449, Флоренция, 11.1.1494, там же), итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сын ювелира. Учился у         А. Бальдовинетти.… …   Большая советская энциклопедия

  • ГИРЛАНДАЙО Доменико — ГИРЛАНДАЙО (Ghirlandaio) (наст. имя ди Томмазо Бигорди, di Tommaso Bigordi) Доменико (1449 1494), итальянский живописец флорентийской школы (см. ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА) Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Ясные по композиции, мягкие… …   Энциклопедический словарь

  • Гирландайо (семья) — Гирландайо  династия флорентийских художников эпохи Возрождения. Доменико Гирландайо (1449 1494)  знаменитый художник. Ридольфо Гирландайо (1483 1561) его сын. Микеле ди Ридольфо Гирландайо  его сын. Давид Гирландайо (1452… …   Википедия

  • Гирландайо Доменико —         (Ghirlandaio; собственно ди Томмазо Бигорди, di Tommaso Bigordi) (1449 1494), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Лучшие произведения Гирландайо (фрески капеллы Сассетти в церкви Санта… …   Художественная энциклопедия

  • ГИРЛАНДАЙО (Ghirlandaio) — (наст. имя ди Томмазо Бигорди di Tommaso Bigordi) Доменико (1449 94), итальянский живописец флорентийской школы раннего Возрождения. Ясные по композиции, мягкие по колориту фрески (в церквах Санта Тринита, 1483 86, и Санта Мария Новелла, 1485 90 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гирландайо Доменико — Гирландайо (Ghirlandaio, собственно ди Томмазо Бигорди, di Tommaso Bigordi) Доменико (1449, Флоренция, 11.1.1494, там же), итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сын ювелира. Учился у А. Бальдовинетти. В… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»