Эльба, река

Эльба, река
(Elbe, чешск. Лаба, лат. Aibis) — одна из важнейших рек Германии и Чехии, берет начало в Чехии, недалеко от Силезской границы. Истоки Э. образуются множеством ключей и потоков, низвергающихся с гребня Исполиновых гор между вершинами Большой Рад и Шнейкоппе. Среди этих многочисленных ручьев главными истоками являются: Вейсвассер, вытекающий недалеко от Шнейкоппе на высоте 1400 м над ур. моря, из так наз. Белого луга (Weissen Wiese) и Эльббах, берущий свое начало (1350 м) в 15 км южнее у Большего Рада и низвергающийся водопадом (Elbfall) с высоты 75 м с гребня горы в живописную узкую горную долину Эльбгрунд. Вскоре за этим Эльббах соединяется с Вейсвассером и, начиная отсюда (680 м. над ур. моря), река получает имя Э. В виде стремительного горного потока Э. прорывает южный гребень Исполиновых гор и затем на высоте 455 м над ур. моря, у м. Гогенэльбе река покидает горы и становится сплавной. Протекая здесь в юго-восточном направлении, Э. принимает слева притоки Аупу и Метаву и поворачивает на Ю, доходя до Пардубица. На этом протяжении Э. течет в низких берегах, принимает у Кениггреца р. Адлер, затем Лаучну и у Пардубица р. Хрудимку. Затем Э. поворачивает на З и удерживает это направление до Колина (232 м. над ур. моря), отсюда река течет на СЗ, приняв справа Цидлину и Изер и слева около Мельника (152 м) — р. Молдаву (чеш. Влтаву), становится судоходной. Выше Лейтмерица в Э. впадает р. Эгер. Затем между Лобозицем и Теченом Э. течет в высоких крутых берегах через узкую долину центральной Чешской возвышенности, приняв здесь р. Белу и Пользен. Выше Геррнскречен Э. вступает в Саксонию, проложив себе дорогу через Эльбские песчаниковые горы; оставляет последние у Пирны. Здесь Э. становится значительно шире (вместо 130 м она расширяется до 216 м) и принимает слева р. Мюглиц, а справа Зебниц и Везениц. Выйдя затем из широкой дрезденской котловины, где она принимает слева р. Вейссериц, Э. прокладывает себе дорогу через горы около Мейссена. Отсюда Э. уже многоводной рекой вступает в Северо-Германскую низменность и течет в северо-западном направлении до Магдебурга; ниже Штрелы она заходит в Прусскую Саксонию. Между Торгау и Виттенбергом в Э. впадает р. Черный Эльстер. После впадения последнего Э. круто поворачивает на З, чтобы обойти высоты Флемминг, но от Акена до Магдебурга вновь течет в северо-западном направлении. Приняв здесь pp. Мульду и Заалу, Э. от Магдебурга до Гавельберга течет в северном направлении, а от Гавельберга до устья вновь принимает северо-западное направление. До Гавельберга в Э. впадают слева Ope, Тангер и Гавел, справа Руте и Эле. В нижнем течении Э. является пограничной рекой между Мекленбург-Шверином и Ганновером, между последним и Шлезвиг-Гольштинией и между Ганновером и Гамбургом. Здесь река расширяется до 500 м. Падение воды здесь очень незначительное. Высота уровня воды у Виттенберга 20 м, у Лауэнбурга 5 м, у Гамбурга 1 м над ур. м. Кроме упомянутых притоков, в Э. ниже Гавельберга впадают справа: Штепениц, Лекниц, Эльде, Зуде, Дельвенау, Билле, Альстер, Веделер-Ау, Пиннау, Крюкау, Рин и Штер; слева: Аланд, Иееце, Ильменау, Зееве, Эсте, Люге, Швинге, Осте и Медем. В 13 км выше Гамбурга Э. делится сначала на два больших рукава — северная и южная Э. — распадающихся потом на много меньших рукавов; в 11 км ниже Гамбурга большая часть рукавов соединяются в одну широкую и глубокую реку (8—9 м). Более значительные из образуемых рукавами островов суть Вильгельмсбург и Финкенвердер. Э. впадает в Немецкое море при Куксгафене. Несмотря на ширину у устья в 15 км, фарватер реки глубиной в 7—9 м довольно узкий. Длина Э. — 1165 км, площадь бассейна — 146500 кв. км, в том числе 95200 кв. км приходится на Германию. Э. становится судоходной для средней величины барок начиная от Мельника, для крупных — от Пирны. Морские суда входят вместе с приливом до Гамбурга. Прилив достигает до Геестгахта (165 км от Куксгафена); средняя его высота у Куксгафена 2,83 м, у Гамбурга 1,89 м. Длина судоходной части Э. — 846 км; на Чехию приходится 107,2 км. Падение воды выражается следующими данными: между Гогенэльбе и Колином — 232 м, между Колином и Мельником — 71 м, между Мельником и Ауссигом — 23 м, между Ауссигом и Теченом — 9 м, между Теченом и Дрезденом —20 м, между Дрезденом и Мейссеном — 7,25 м, между устьем Гавела и Виттенберге — 4,6, между Лауэнбургом и Гамбургом —3,5, между Гамбургом и Глюкштадтом — 1,2 м. Ширина Э. между Яромером и Кениггрецом —35 м, у Брандейса — 80 м, у Мельника — 130 м, на чешско-саксонской границе — 150 м, у Магдебурга — 240 м, у Гамбурга — 500 м, у Бланкенезе — 3750 м, ниже Брунсбюттеля — 7000 м. Э. известна своими частыми наводнениями. В XIV—XVI вв. опустошения, произведенные эльбскими наводнениями, были особенно значительны. За последние полтора века наиболее памятны наводнения 1774, 1799, 1815, 1830, 1845, 1862 и 1890 гг. Э. очень богата рыбой (морские виды, входящие в реку для икрометания, речные виды из её притоков и виды, свойственные самой Э., из которых славятся эльбские осетры). В Чехии Э. остается под ледяным покровом 62 дня, в нижнем течении судоходство прерывается лишь на 16 дней; Гамбург поддерживает свою гавань свободной от льда круглый год посредством пароходов-ледорезов. Главные судоходные линии идут между Гамбургом и Берлином и к среднему и нижнему Одеру, а оттуда примыкают к Висле; затем важна линия от Магдебурга в Саксонию и Чехию, а также от Магдебурга к верхнему Одеру. После канализации среднего и верхного Одера и сооружения канала Одер-Шпрее, движение по последним линиям значительно возросло. С Гавеля, Шпрее и Заалы в Э. идет сильное грузовое движение. Вновь открытые каналы от Э. у Лауенбурга до р. Траве у Любека (1900 г.) и канал к Мюрицскому озеру в великом герцогстве Мекленбург-Шверинском (1895 г.) очень оживили грузовое движение на нижнем течении Э. Пароходные рейсы поддерживаются несколькими акционерными обществами. Об урегулировании судоходного фарватера в нижнем течении особенно заботился город Гамбург; начиная с 1860-х годов, были также приняты меры к урегулированию реки и углублению фарватера саксонским правительством, позже — прусским и австрийским. В последние два десятилетия многие города (Магдебург, Дрезден, Мейссен, Пирна, Шандау, Торгау и др.) возвели на Э. новые пристани, набережные, складочные заведения, а также подвозные к реке железные дороги. В настоящее время размеры осадки судов при среднем уровне воды летом таковы: от Лейтмерица до Саксонской границы 0,70—0,90 м, в Саксонии 0,90—1 м, от Саксонской границы до устья Заалы 1—1,25 м, от Заалы до устья Гавеля 1,5— 1,8 м, от Гавеля до Гамбурга 2 м, ниже Гамбурга, в зависимости от состояния прилива, 2,5—6 м. (см. табл.).
Движение судов через Шандау, Магдебург и Гамбург (Энтенвердер) видно из нижеследующей таблицы:
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                              | Вверх по течению                                  | Вниз по течению                                                            |
| Движение              | Среднее число судов.                            | Ежегодно                                                                       |
| через порты          |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| по годам               | Грузовые      | В т. ч.        | Вес груза,    | Грузовые      | В т. ч.         | Вес груза,    | Груз плотов,   |
|                              | суда.            | без груза    | тыс. тонн      | суда             | без груза    | тыс. тонн.    | тыс. тонн.       |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Шандау:                                                                                                                                                                        |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1872—75               | 2418             | 1918           | 31                | 3147             | 5                | 429              | 155                 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1876—80               | 3792             | 3363           | 32                | 4314             | —               | 803              | 148                 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1881—85               | 5634             | 4637           | 171               | 6590             | 4                | 1446             | 180                 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1886—90               | 7416             | 6121           | 213               | 8128             | 6                | 1997             | 297                 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1891—95               | 8221             | 6643           | 285               | 8601             | 8                | 2315             | 295                 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1899                      | 8489             | 6009           | 431               | 9071             | 39               | 2898             | 284                 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Магдебург                                                                                                                                                                     |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1877—80               | 2866             | 235             | 206               | 1821             | 268             | 272              | 21                  |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1881—85               | 3646             | 425             | 370               | 1847             | 52               | 351              | 22                  |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1886—90               | 4805             | 710             | 562               | 1767             | 307             | 374              | 39                  |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1891—95               | 4546             | 353             | 706               | 1434             | 153             | 365              | 25                  |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1899                      | 5704             | 301             | 1085             | 1228             | 1                | 407              | 21                  |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Гамбург (Энтенвердер):                                                                                                                                                 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1872—75               | 4937             | 116             | 438               | 3739             | 986             | 256              | 34                  |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1876—80               | 6550             | 364             | 597               | 5677             | 790             | 575              | 14                  |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1881—85               | 16516           | 919             | 1172             | 15606           | 1635           | 1102             | 9                    |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1886—90               | 17122           | 2954           | 1415             | 17444           | 2408           | 1366             | 14                  |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1891—95               | 19259           | 6334           | 1720             | 18640           | 4882           | 1609             | 19                  |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1899                      | 22480           | 6874           | 2959             | 26706           | 7513           | 2458             | 24                  |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Главнейшие грузы вверх по течению — зерновой хлеб и мука, керосин, английский каменный уголь, чугун, удобрения, соль и рис; вниз — чешский бурый уголь, плоты леса (бревна и доски), строительный и мостовой камень, кирпич, сахарная патока, хлеб. В последние годы в нижнем течении большое распространение получает особый тип парусных судов (эвер). Судоходство по Э. в старое время затруднялось разнообразными сборами и пошлинами. В 1819 г. в Дрездене состоялось заседание эльбской судоходной комиссии, выработавшей соглашение между заинтересованными государствами и городами (эльбский судоходный акт), на основании которого судоходство по Э. с l марта 1822 г. признано было свободным на всем её протяжении до самого впадения в море и введена одна пошлина (так называемая эльбская пошлина), разделявшаяся сначала на 7, впоследствии на 4 разряда. Вместо прежних 35 пунктов взимания пошлины были установлены 14. Сохранились в некоторых местах, кроме того, сборы за выгрузку и нагрузку, взвешивание, хранение, разводку мостов и подъем шлюзов. Для улучшения судоходства по Э. созывались совещания из представителей заинтересованных государств. Первое совещание, состоявшееся в Гамбурге в 1824 г., внесло незначительные облегчения в обложение эльбского судоходства. Второе совещание (в Дрездене, в 1844 г.), издавшее дополнительный акт об эльбском судоходстве 23 апреля 1844 г., оставило в общем прежнюю систему в силе. На третьей и четвертой конференциях (в 1850 и 1858 гг.) усилия Австрии реформировать эльбскую судоходную пошлину не увенчались успехом вследствие противодействия Ганновера, Мекленбурга и Дании. Понижение пошлины на некоторые роды грузов последовало в 1854 г. Лишь на 5-й речной конференции в 1862 г. ганноверское правительство согласилось на выкуп эльбской пошлины за вознаграждение в 2857338 тал., и с 1 июля 1863 г. постановлено взимать лишь один раз одну пошлину, именно при проходе через Виттенберге. С возникновением северогерманского союза эльбская пошлина совсем отменена, причем Мекленбургу и Ангальту уплачены выкупные суммы, в 1 млн. тал. первому и 85 тыс. тал. второму. Устье Э. защищено 5 фортами, при Куксгафене и Штаде. — Ср. Semmler und Maiming, "Der Eibstrom von seinem Ursprung bis zur seiner Mündung" (Дрезд., 1845); von Böse, "Allgemeine geographische und hydrotechnische Beschreibung der Elbe" (Аннаберг, 1852); Schulz, "Schifffahrts- und Strompolizei auf der Elbe" (Магдебург, 1894); "Die Stromgebiete des Deutschen Reichs", т. II a: "Gebiet der Elbe und der Kustenflüsse der Nordsee nördlich der Elbe" (Б., 1900); Weissenborn, "Die Elbzölle und EIbstapelplätze im Mittelalter" (Галле, 1901). Статистику см. в издании: "Verkehr auf d. deut. Wasserstrassen".

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Эльба, река" в других словарях:

  • ЭЛЬБА (река) — ЭЛЬБА (Лаба) (нем. Elbe, чеш. Labe), река в Чехии и Германии. 1165 км, площадь бассейна 148 тыс. км2. Начало в Судетах, пересекает Северо Германскую низменность, впадает в Северное м., образуя эстуарий. Основные притоки: Йизера, Влтава, Заале,… …   Энциклопедический словарь

  • Эльба (река) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эльба. Эльба Elbe, Labe …   Википедия

  • Эльба (река) — Эльба, Лаба (нем. Elbe, чеш. Labe), река в Чехословакии, ГДР и ФРГ. Длина 1165 км, площадь бассейна 145,8 тыс. км2. Берёт начало на юго западных склонах гор Крконоше (система Судет). В верхнем течении имеет большое падение, образуя Эльбский… …   Большая советская энциклопедия

  • Эльба река в Европе — (Elbe, чешск. Лаба, лат. Aibis) одна из важнейших рек Германии и Чехии, берет начало в Чехии, недалеко от Силезской границы. Истоки Э. образуются множеством ключей и потоков, низвергающихся с гребня Исполиновых гор между вершинами Большой Рад и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЭЛЬБА — 1) Лаба, река, впадает в Северное море; Чехия, Германия. Упоминается у др. рим. авторов как Albis; в VIII IX вв. Alba, Albia. От герм. Alba совр. нем. Eibe и слав. Olba, чеш. Labe. Русск. Лаба в Чехии, Эльба в Германии. Гидроним от и. е. основы… …   Географическая энциклопедия

  • Эльба — Эту страницу предлагается переименовать в Эльба (значения). Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/10 октября 2011. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или… …   Википедия

  • эльба — Лаба Словарь русских синонимов. эльба сущ., кол во синонимов: 3 • лаба (7) • остров (218) …   Словарь синонимов

  • река — реченька, речка, речонка, речушка, (водная, голубая) (артерия, дорога, магистраль, трасса), голубой нил, устье, приток, поток, протока Словарь русских синонимов. река поток / образно: голубая дорога Словарь синонимов русского языка. Практический… …   Словарь синонимов

  • ЭЛЬБА Чехии — ЭЛЬБА (Лаба) (нем. Elbe чеш. Labe), река в Чехии и Германии. 1165 км, площадь бассейна 148 тыс. км². Начало в Судетах, пересекает Северо Германскую низменность, впадает в Северное м., образуя эстуарий. Основные притоки: Йизера, Влтава, Заале …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эльба — I (Elba), остров в Тирренском море; территория Италии. 223 км2. Высота до 1019 м. Средиземноморские кустарники. Сады, виноградники. Основной порт  Портоферрайо. В 1814 15 на Эльбе находился в ссылке Наполеон I. II Лаба (нем. Elbe, чеш. Labe),… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»